Елизаветинский сад

Игры для развития памяти у детей с ДЦП

Память является главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем. Дети запоминают все, что их окружает, и дошкольное детство — время бурного развития памяти, «господство» природной непроизвольной памяти.


Память – один из основных познавательных процессов. Без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение.


Возможности развивать память у детей с инвалидностью ограничены и имеют определенные особенности: небольшой объем памяти, сниженная прочность запоминания, неточность воспроизведения, быстрое стирание полученной информации.

Соответственно, чтобы воспроизвести информацию, ребенку приходится прилагать дополнительные усилия. Однако развитие памяти у детей с ДЦП имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического и психического развития и социализации в обществе.
Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрав для достижения этой цели наиболее эффективный вид деятельности, которым и является игра, ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов — эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), слуховая, тактильная.

1.      Эмоциональная память. Она сохраняет наши впечатления о контактах и об отношениях с окружающими и предостерегает или подталкивает нас к действиям. Например, если ребенок обжегся об утюг или его оцарапала кошка, то в будущем полученные впечатления ограничат его любопытство.
Для развития эмоциональной памяти выполняйте упражнения в новых для ребенка местах. Например, когда вы находитесь на природе, обращайте его внимание на пейзажи и посторонние звуки. Важно, чтобы ребенок запоминал ощущения веселья и радости наотдыхе.

2. Образная память. Она воспринимается при помощи разных органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса. Соответственно, ее можно разделить на слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную.
Самые простые приемы для развития зрительной памяти – игры с картинками и предметами. Например, вы показываете ребенку 9 – 10 предметов/картинок, прячете их и просите назвать, либо убираете часть предметов и просите сказать, что пропало.

3. Слуховая память развивается при слушании и последующем пересказе текстов.
С небольшой группой детей можно играть в любимый «Чемодан». В классическом варианте дети рассаживаются по кругу и по очереди говорят фразу «Мы собираемся в поход и берем с собой…», называя какой-то предмет. А следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить еще свой предмет и так далее.

4. Двигательная память проявляется еще в младенчестве, когда ребенок начинает хватать руками предметы и учится ползать и ходить.

5. Тактильная память — способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Одна из самых эффективных является игра «Угадай». Малышу завязывают глаза, а на руку кладут предмет, который он и должен угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после — предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции — узнавание и запоминание.

Для детей помладше существует упрощенный вариант этой игры — «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Затем попросите ребенка достать из мешочка шарик или кубик.

Комплекс игр, направленных на развитие слуховой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой памяти.

Звуки

Послушайте, как тикают часы, и попробуйте воспроизвести этот звук.
• Походите с ребенком по комнатам, прислушиваясь к разным звукам – к радио, рокоту холодильника, гудению обогревателя.
• Звуки можно создавать искусственно, открывая и закрывая двери и окна, выдвигая и задвигая ящики.
Повторяй за мной
• Побуждая ребенка подражать вашим движениям, вы помогаете ему развивать наблюдательность и внимание.
• Если ваш малыш еще не ходит, вы можете ползать в разные углы комнаты или делать движения руками.
• Если ребенок уже начинает ходить, вы можете делать то же самое на двух ногах или сочетать ходьбу и ползание.
• Описывайте словами то, что вы делаете. Например: «Я медленно хожу (или ползу) вокруг стула».

Пение

• Пойте со своим малышом везде, где только можно, например, когда едете в машине, стоите в очереди и т. д. Для пения подходит любое время.
• Развивайте слух и музыкальные способности своего ребенка с помощью пения. Не волнуйтесь, если перевираете слова или мелодию, главное, чтобы пение доставляло вам обоим удовольствие. Пойте любые песни – какие знаете и какие вам нравятся.

Свойства предметов

• Эта игра развивает осязание и речь ребенка.
• Разложите перед ребенком различные предметы с интересной фактурой, например что-нибудь очень твердое (кубик) и что-то очень мягкое (плюшевую игрушку).
• Положите руку ребенка на твердый предмет и назовите его, предварив определением «твердый»: «Твердый кубик». Теперь поместите его руку еще на какой-нибудь твердый предмет и снова назовите его: «Твердый стол».
• Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким предметам: ковру, подушке и т. п.
• Когда произносите слово «твердый», старайтесь, чтобы и голос звучал твердо, а слово «мягкий» произносите помягче.

Кто стучится в дверь ко мне?

• Усадите ребенка себе на колени.
• Возьмите его ручку в свою и покажите, как рука сжимается в кулак.
• Постукивая пальцем по его кулачку, продекламируйте такой стишок:
Кто стучится в дверь ко мне?
Кто стучится в дверь ко мне?
Это ж наша… (имя ребенка).
Открывайся, дверь, скорей. (Покажите ребенку, как разжать кулак.)
• Когда малыш раскроет ладонь, пощекочите ее и поцелуйте пальчики.
• Повторяйте эту игру, пока ребенок не начнет разжимать кулак на слове «открывайся».
Корова говорит «му»
• Рассматривая в книжке изображения животных, говорите о том, какие звуки кто произносит.
• Произносите звуки, издаваемые теми или иными животными, и просите ребенка показать это животное в книжке.
• Расширяйте репертуар звуков – добавьте звуки автомобильного клаксона, пожарной сирены, трели птиц и т. д.
• Помогайте ребенку распознавать звуки, доносящиеся из окружающего мира.

Зеркало

• Устройтесь с ребенком перед зеркалом, и пусть он погримасничает, глядя на свое отражение.
• Попросите его сделать следующее:
– улыбнуться;
– показать язык;
– открыть и закрыть рот;
– показать зубки.
• Дайте малышу что-нибудь съестное, и когда он будет жевать, сделайте так, чтобы он увидел себя в зеркале (с закрытым ртом, разумеется!).
• Эта игра поможет ребенку лучше разобраться в себе самом и своих способностях.

Кошки-мышки

• Скажите ребенку, что вы – маленькая мышка, а он – кошка, которая охотится на мышей.
• Объясните малышу, что мыши говорят «пи-пи», а кошки – «мяу».
• Опуститесь на пол и скажите: «Не поймаешь, не поймаешь!» Начинайте быстро ползти прочь, побуждая ребенка гнаться за вами.
• Заползайте за шкаф, пол стол, в другие комнаты.
• Когда ребенок поймет, в чем смысл игры, поменяйтесь ролями.

Слушаем звуки

• Оказавшись с ребенком на природе, помогите ему познакомиться с ее чудесными звуками.
• Начните с птиц. Когда слышите птичий щебет, постарайтесь скопировать звук и объясните ребенку, что вы поете «птичью песенку».
• Если делать это часто, ребенок начнет распознавать пение птиц и может попробовать подражать ему.
• Добавляйте и другие звуки – шум ветра, стрекот кузнечиков.
• Учите ребенка распознавать и механические звуки – гудение машин, мотоциклов, поездов.

Веселая еда

• Простое приготовление пищи может очень многому научить вашего ребенка.
• Если вы привлекаете ребенка к приготовлению еды, это может стать для него весьма поучительным и в то же время забавным опытом.
• В процессе приготовления завтрака вы можете поговорить с ребенком о форме, размерах, цветах и запахах продуктов.
• Вот простой рецепт блюда, которое можно приготовить в компании с ребенком.
– Нарежьте банан не очень толстыми кружочками.
– Сбоку воткните в каждый кружок зубочистку.
– Окуните банановые кружочки в растопленный шоколад, а потом – в кокосовую стружку или вафельные крошки.
– Приятного аппетита!

Плавает или тонет

• Выберите несколько предметов, часть из которых тонет в воде, а часть — плавает.
• Это могут быть губка, мыло, пустые и наполненные чем-либо баночки и коробочки, пластмассовые игрушки.
• Налейте в ведро воды и опускайте туда каждый предмет.
• В зависимости от обстоятельств, говорите про этот предмет «плавает» или «тонет».
• Перебрав все предметы, начинайте все сначала, но на этот раз, прежде чем опустить очередной предмет в воду, спрашивайте у малыша: «Как ты думаешь, будет он плавать или утонет?»
• Очень скоро ваш ребенок начнет сам проверять разные предметы на плавучесть.

Учим на память

• Чтобы ребенок быстрее запомнил стишок, лучше всего делать ударение на последнем слове и при этом выполнять какое-то действие.
• Пример (Не забывайте делать ударение на последнем слоге!):
Тили-БОМ! (Махните рукой, словно ударяете.)
Что за ГРОМ? (Заткните уши руками.)
Вот те РАЗ, (Посмотрите на часы.)
Ровно ЧАС! (Покажите один палец.)

Ароматная игра

• Выберите три предмета с характерным запахом. Проще всего начать с плодов и цветов. Интересные ароматы, например, у апельсина, маринованного огурца и сирени.
• Предложите своему малышу притвориться медведями на прогулке.
• Скажите: «Мишутка, я чувствую очень приятный запах».
• Сделайте вид, что срываете апельсин с дерева. Отщипните немного кожуры и дайте ребенку понюхать плод.
• Продолжайте игру с двумя другими выбранными предметами.
• Скажите: «Мишутка, давай сядем на травку и насладимся этими ароматами еще раз».
• В конце игры скажите ребенку: «Хочешь попробовать на вкус что-нибудь из того, что мы нюхали?»

За продуктами

• Попросите своего ребенка помочь вам составить список покупок.
• Возьмите его с собой в супермаркет и разыщите там продукты из вашего списка.
• Вернувшись домой, позвольте ему помочь вам выложить покупки и «прочитать» этикетки.
• По возможности приготовьте блюдо из купленных вами ингредиентов.
• Поблагодарите своего малыша за помощь.

Найди пару

• Начните играть с 2 или 4 пар. Дайте ребенку рассмотреть картинки.
• Разложите карточки на столе картинками вниз.
• После того, как ребенок перевернул и увидел картинку, спросите у него, где вторая такая же.
• Картинки можно наклеить на дно баночек из-под йогурта или на крышки, чтобы ребенку было удобно захватывать их.

Что на картинке?

Дайте ребенку посмотреть на картинку 1 минуту, предупредите, что нужно запомнить как можно больше деталей. Уберите картинку и задайте вопросы:
1. Кто был изображен на картинке?
2. Есть ли на картинке дом?
3. Какого цвета жираф?
4. Есть ли у жирафа пятна?

Игра с матрёшками

• Спрячьте в каждой матрёшке предмет. Задача ребёнка — вспомнить, в какой матрёшке находится каждый предмет (в зависимости от возраста используются 2,3,5-ти составные матрёшки).

Что исчезло?

На столик ставятся несколько предметов или игрушек средней величины. Ребенок внимательно смотрит на них одну — две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — вспомнить, какого предмета не хватает (более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).

«Запомни фигуру»

Ребёнок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, квадрат, звёздочка и т.д.), называет и запоминает последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы, должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

«Покажи»

Взрослый просит ребёнка вспомнить действия животных, людей, предметов, а потом показать.
Вспомни: как прыгает зайка? Покажи
Как ходит медведь? Покажи
Как бодается бык? Покажи
Как латает бабочка? Покажи
Как кошка лежит на солнышке? Покажи
Как ты плывёшь? Покажи
Как едет машина? Покажи
Как кружатся листья? Покажи и т. д.

Статью подготовила психолог Маргарита Станиславовна Трунова.

Список литературы:
1. А.А. Цыганок, А.Л. Виноградова, И.С. Константинова «Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий».
2. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»;
3. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет».