Внимание – это функция, без которой невозможно осуществить никакую целенаправленную деятельность. Ребенок с нарушением внимания не может сосредоточиться даже на интересной игре, отвлекается на любое воздействие (упавшая игрушка, шум ветра за окном и т.п.). Ребенку трудно распределить внимание, он может катать только одну машину, при появлении другой забывает про ту, с которой играл ранее. Или он играет только с тем, что видит прямо перед собой, не использует игрушки, к которым надо протянуть руку или повернуть голову.
Именно поэтому важно создать обстановку, не отвлекающую ребенка, а, напротив, настраивающую его на определенное занятие.
Рассмотрим следующие аспекты обстановки.
• Выбор времени
Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у вас есть время, энергия и энтузиазм для занятий.
• Шум
Некоторые дети могут быть особенно чувствительными к звуковому фону. Им комфортно играть в комнате, где нет громкой музыки или других отвлекающих звуков. Особенно это важно для детей, у которых есть проблемы со слухом или речью; ребенок должен сконцентрироваться на том, что вы ему говорите, а шум на заднем плане в таких случаях очень мешает.
• Отвлекающие факторы
Перед тем, как начать занятие, очистите стол или пол от ненужных игрушек и посторонних предметов. Положите перед ребенком только те игрушки, которые вам понадобятся в ближайшее время.
• Освещение
Хорошее освещение во время занятий важно и для детей, и для взрослых, а для ребенка с нарушениями зрения — просто жизненно необходимо. Когда вы играете или разговариваете с ребенком, ваше лицо должны быть хорошо освещено, не стоит находиться спиной к окну или к лампе.
• Ваша поза во время занятий
Во время занятий или разговора с ребенком всегда садитесь напротив него, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица и понимать, что вы делаете, копировать ваши действия. Если вы сидите рядом с ребенком, ему приходится использовать боковое зрение или оборачиваться, чтобы взглянуть на вас. Таким же образом стоит себя вести и в любое другое время, например, когда вы учите его есть самостоятельно, разверните его стульчик к себе лицом.
ИГРЫ
Игра с погремушками
• Поднесите погремушку к ребенку и тихонько ее потрясите.
• Тряся погремушкой, напевайте любую песенку (например, «Жили у бабуси…»).
• Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.
• Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни.
• Вложите погремушку ребенку в руки и снова спойте.
Чудный свет
• При желании фонарик можно прикрыть цветной пленкой.
• Возьмите ребенка на руки и зажгите фонарик.
• Медленно водите им из стороны в сторону и наблюдайте, как ребенок будет следить глазами за фонариком.
• Перемещая фонарик, приговаривайте:
Чудный свет, чудный свет,
Вот он – чудный, чудный свет.
Куда подевалась игрушка?
• Подержите перед глазами ребенка его любимую игрушку, а затем спрячьте ее.
• Поощряйте малыша на поиски при помощи вопросов вроде «Она на небе?» и посмотрите вверх.
• Спросите: «Она на земле?» – и посмотрите вниз.
• Затем спросите: «Может, она у меня в руках? И правда, в руках».
• Как только ваш малыш подрастет, он начнет сам искать игрушку, исчезнувшую из его поля зрения.
• Когда он начнет обращать внимание на то, куда вы спрятали игрушку, то будет следить за вашими движениями, когда вы станете убирать руку.
Зеркальные игры
• Создается впечатление, что чем больше маленький ребенок видит, тем больше он хочет видеть.
• Рассматривание себя в зеркале – интересное и увлекательное занятие. Кроме того, оно дает малышу возможность узнать себя с новой стороны.
• Вот несколько вариантов того, что вы вместе с малышом можете делать перед большим, в полный рост, зеркалом:
– улыбаться;
– двигать разными частями тела;
– корчить рожицы, издавая смешные звуки;
– произносить различные звуки, активно артикулируя ;
– подражать голосам животных;
– раскачиваться вперед-назад.
Игра с ключами
Ключи – одна из самых любимых детских игрушек: они громко звенят и их легко держать, а детям очень нравится ронять связки ключей.
• Возьмите ключи в руку и скажите: «Раз, два, три – ключик урони».
• Уроните ключи на пол и убедитесь, что ребенок видел, как они упали.
• Вложите ключи в руку малыша и повторите то же самое.
• Разожмите детские пальчики, чтобы ключи выпали.
Ку-ку
• Игра в «ку-ку» не только забавляет ребенка, но и очень важна для развития мозга.
• Играть в нее можно по-разному:
– закрывая глаза руками;
– прикладывая к лицу полотенце;
– прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда;
– закрывая малышу глаза его же ручками, а потом убирая их;
– пряча игрушку под покрывало, а потом стягивая его;
– нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.
Жил на свете… (Если ребенок может говорить)
• Придумайте историю, используя имя своего ребенка: «Жил-был маленький мальчик по имени Дима…»
• То и дело повторяйте в своей истории какие-то выбранные два-три слова и побуждайте малыша произносить эти слова вместе с вами.
• Примером может послужить история о Диме, который гуляет по саду и всякий раз, когда видит что-нибудь интересное, восклицает: «Вот это да!»
Жил на свете маленький мальчик Дима. Он любил гулять по салу и искать всякие интересные вещи. Когда Дима встречал красивые цветы, он говорил: «Вот это да!» Дима садился на мягкую зеленую травку и, увидев гусеницу, говорил: «Вот это да!»
• Удлиняйте или укорачивайте рассказ в зависимости от того, насколько он интересен вашему ребенку и насколько внимательно малыш слушает вас.
Загляни под стаканчик
Необходимый инвентарь: два пластиковых стаканчика, маленькая игрушка.
• Переверните стаканчики вверх дном и спрячьте игрушку под один из них так, чтобы ребенок это видел. Спросите, где лежит игрушка.
• Когда ребенок перестанет ошибаться, поменяйтесь с ним местами: он прячет, а вы угадываете.
• Увеличьте количество стаканчиков до трех и после того, как спрятали игрушку, меняйте их местами.
Заводные игрушки
• Эта игра развивает речь ребенка и навыки сотрудничества.
• Сядьте с малышом на пол. Вытяните ноги, расставив их, и попросите сидящего напротив малыша сделать то же самое. Ваши стопы должны соприкасаться, образовывая замкнутое пространство.
• Заведите игрушку и направьте ее в сторону малыша, комментируя происходящее. Например: «Она едет к тебе» или «Берегись автомобиля», или «Ой, она упала».
• Если ребенок может сам завести машинку и направить ее к вам, пусть делает это.
• Если же ему нужна ваша помощь, заведите игрушку, но направит ее пусть все-таки ребенок.
Внимание! Заводные игрушки могут иметь мелкие детали, так что в процессе игры будьте предельно внимательны, а затем спрячьте игрушку в недоступном для ребенка месте.
Сортировка игрушек
• Двухлетние дети любят свои игрушки. Чем больше вы придумываете игр, в которых участвуют их игрушки, тем больший восторг это у них вызывает.
• Сядьте на пол со своим малышом и разложите перед собой побольше игрушек.
• Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в отдельную кучку».
• Еще можно сортировать игрушки по размеру или иным качествам (игрушки на колесиках, игрушки-животные и т. п.).
• Спросите малыша, как можно, по его мнению, рассортировать игрушки. Способов можно придумать много, особенно, если вы поможете малышу.
• Эта игра развивает мышление ребенка.
Учимся бросать
• Корзина для белья или упаковочная коробка идеально подходят для освоения навыков бросания.
• Экспериментируйте с бросанием разных предметов – мяча, скомканной бумаги, тряпок.
• Бросание каждого предмета требует несколько разных двигательных навыков.
• Эта игра отлично развивает не только внимание, но и координацию движений.
Найди пару
Для этой игры на столе перед ребёнком раскладываем парные картинки (по парам). Взрослый называет пару, показывает, а потом перемешивает все картинки. Задача ребёнка: найти каждой картинке пару.
Начинать игру лучше с двух пар, а когда ребенок поймет, как играть, увеличивайте количество картинок.
Если ребенку трудно поднять карточку со стола, то можно наклеить картинки на баночки из-под йогурта или на крышки.
Хлоп и топ
Вначале нужно обговорить правила игры и убедиться, что малыш понял всё правильно. Суть такова: вы произносите фразу, если она правильная, малыш хлопает в ладоши. Если неправильная –топает (если ребенок не может топнуть, то можно заменить это другим действием, например, пусть закроет глаза, чихнет или не хлопает).
Например:
«Папа играет в куклы» – нужно топнуть (или не хлопать).
«Зимой идёт снег» – нужно хлопнуть.
Чем взрослее ребёнок, тем сложнее могут быть задания.
Ухогубонос
В эту игру можно играть как вдвоём, так и большой компанией.
Ведущий произносит определенное слово, например, «губы». Сам ведущий и малыш должны дотронуться до губ. Потом ведущий произносит «ухо» и дотрагивается до уха. Затем говорит «нос» и дотрагивается до носа.
Через некоторое время ведущий умышленно начинает путаться. Говорит «нос» и дотрагивается до уха. Задача ребёнка не ошибиться и, несмотря на уловки ведущего, дотрагиваться до той части тела, которую назвал ведущий.
Что не так?
Для этой игры понадобятся несколько мелких предметов и газета.
Разложите перед ребёнком предметы. Через 30 секунд закройте предметы газетой. На несколько секунд ребёнок должен закрыть глаза, а в это время вы должны либо убрать, либо поменять местами два предмета под газетой. Вы снимаете газету, малыш открывает глаза и определяет, что изменилось, каких предметов не хватает, а какие поменялись местами.
Внимание – важный навык и его можно и нужно развивать. Суть игр на внимание в том, чтобы ребенок мог сосредоточиться и аккуратно выполнить задание. Если он отвлекается или копирует чужие действия – это несколько иное. Конечно, если ребенку весело, то пусть поиграет и так, а потом займетесь вниманием.
Статью подготовила специалист детский психолог Маргарита Станиславовна Трунова
Список литературы:
1. А.А. Цыганок, А.Л. Виноградова, И.С. Константинова «Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий».
2. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»;
3. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет».
Статью подготовила специалист АНО ММДЦ «Елизаваетинский сад», детский психолог Трунова Маргарита Станиславовна