Елизаветинский сад

Вопросы детскому психологу. Часть 3

  1. Ребёнок (с тяжелой формой ДЦП) переживает от громких звуков, очень тяжело с ним ездить в метро, а нужно. Как его успокаивать?


Представьте, что кто-то резко включает на всю громкость телевизор. Вы не ожидали этого, вы не были готовы, вам неприятно или вы даже испугались.

А теперь представьте, что вы обездвижены и не знаете, что это внезапно зашумело и как из этой ситуации выйти. А что, если с вами это происходит всегда — вы не знаете, когда будет резкий шум, кто или что его издает, как убрать этот шум.

Итак, почему может возникать страх:

  1. Высокая чувствительность к звукам. Шум воспринимается преувеличенно, звуки могут быть искажены, неразборчивы.
  2. Перенесенный стресс. Ребенка напугал шум фена. Шоковая ситуация.
  3. Заболевания, связанные с ушами. Может быть, ребенок слышит только одним ухом и информация поступает в искаженном виде.
  4. Ребенок может бояться не самих звуков, а того, что их сопровождает. Например, не музыки, а чувства усталости после длительного её прослушивания.
  5. Ребенок не понимает источник звука. Например, что является источником сильного шума в метро.

Что делать?

  1. Покажите своим поведением, что опасности нет. По возможности демонстрируйте ребенку источник шума, например, гудящий пылесос. Ещё лучше — дать ребенку подержать включенный фен или вибрирующий телефон.
    2. Научите ребенка шуметь. Пусть постучит ложкой по ведерку или покричит в свое удовольствие. Мы это практикуем в саду. Учим детей простукивать ложкой или руками окружающий мир. Также мы просим ребенка громко крикнуть.
    3. Дети с чувствительной нервной системой остро реагируют на повешение громкости. Им тяжело от шумов. Создайте среду, в которой бы ребенок мог отдыхать от раздражителей.

4.Готовьте ребенка к походу в шумные места заранее.

5.Ну и последнее средство — противошумные наушники.

  1. Как научиться не срываться на ребенка, не злиться на него? Очень устаю.

Нужно для начала понять, что вас конкретно злит в поведении ребенка, а потом о потребностях ребенка. Что он вам хочет сказать своим поведением?

Как пишет в своей статье «Почему ребенок врет, грубит и не слушает?» психолог Людмила Петрановская, практически любое трудное поведение – это не что иное, как поведение примитивное, грубое, «простое», действие по кратчайшей траектории. Привлечь к себе внимание истерикой – просто, врезать в ответ на обидные слова – просто, уйти, хлопнув дверью, если что-то обидело, – просто, отказаться делать уроки, поскольку трудно и непонятно, – просто.

При этом даже самое ужасное поведение не направлено по своей подлинной цели «против» кого-то, оно всегда «за» ребенка, его цель – удовлетворить какие-то его потребности: получить внимание родителя, защитить себя от душевной боли, не быть неуспешным. Но добиться того же самого более приемлемыми и приятными способами он не может или не знает как.
Просто помните об этом при общении с ребенком. Так вам будет легче его понять.

На вопросы отвечает Маргарита Трунова, педагог-психолог Елизаветинского сада.