Дети с церебральным параличом (ДЦП) средней и тяжелой степени переживают сложности в общении, так как часто не могут рассказать о своих мыслях, эмоциях, желаниях и потребностях, что затрудняет их контакт с окружающим миром. Так как ни одна форма ДЦП не похожа на другую, следует выбирать средства общения исходя из индивидуальных особенностей и способностей ребенка.
Работа по внедрению альтернативной коммуникации для детей с ДЦП позволяет ребенку общаться дома, в школе, познавать окружающий мир, развиваться и социализироваться.
Альтернативная коммуникация способствует пониманию речи ребенка, поддерживает ее, а в случае необходимости и заменяет ее.
Альтернативная коммуникация включает в себя большой объем различных средств, которые помогают формулировать собственные мысли и эффективно общаться. Решить – в каком возрасте вводить дополнительную или альтернативную коммуникацию, а также каким способом вам должен помочь специалист по коммуникации.
Способы альтернативной коммуникации.
Звук, эмоции. К примеру «о» — «иди сюда», хлопок в ладоши – «хочу пить» и т.д. Также ребенок может выражать свое отношение мимикой на лице.
Жесты. Их ребенок осваивает со временем в процессе общения.
Символы (предметные, графические). Ребенок говорит о своем желании через символы и получает то, что ему необходимо.
Пиктограмма. Это черно-белые изображения, заменяющие слова.
Карточки PECS. Ребенок говорит о своем желании посредством карточек и получает то, что ему необходимо.
Взгляд. Ребенок взглядом сроит сообщение из слогов или слов на экране или картинках.
Система Tobii Eye Tracker. Ребенок управляет компьютером с помощью взгляда.
Коммуникатор. Устройство с дисплеем и сенсорной клавиатурой, на которой ребенок набирает текст.
Адаптированная клавиатура и мышь. Устройство управляется руками, если присутствуют непроизвольные движения или плохая координация.
Важно выбрать момент, когда ребенок готов к освоению дополнительных средств. До этого времени вы можете практиковаться в ее основах – ловить взгляд ребенка, чтобы он сосредотачивал на вас взгляд, если может, объяснять в помощью слов происходящее, предупреждать перед каждым действием, если возможно – предлагать выбор.
Самое важное условие в начале обучение коммуникации – научить ребенка связывать сигналы (рисунок, жест, предмет, символ) с определенными реакциями или поведением.
С самого раннего возраста можно осваивать предметное расписание с предметами и картинками-символами.
Предметное расписание содержит в себе тактильные символы, предметы или картинки, которые обладают каждый своими свойствами, их легко найти и показать. Для восприятия таких символов не нужна сформированная мелкая моторика.
Расписание может быть с картинками-символами. Например, с трех-четырех летним ребенком, который не разговаривает и плохо владеет руками, можно, показывая картинки с каким-либо изображением и описывая ее. Затем можно показывать на разные персонажи и задавать уточняющие вопросы: «Это дерево?», «Это мама?». Когда ребенок слышит вопрос, он отвечает знаком или жестами «Да», «Нет». Так, показать «да» можно наклоном головы или взглядом на собеседника, а «нет» – взглядом в сторону или гримасой.
Практические советы при развитии у ребенка навыков коммуникации.
- Необходимо заниматься обучением тогда, когда ребенок сильнее всего заинтересован в том или другом действии. Например, если ребенок уже поел и не хочет спать, находиться в хорошем настроение – самое время с ним поиграть.
- Обучение происходит понемногу. Если вы увидели, что ребенок перестал удерживать внимание, устал, начать протестовать, прекратите занятие.
- Действуйте по шагам: сначала покажите, затем подождите немного, потом подбодрите, снова немного подождите, снова покажите и так далее. Пусть у ребенка будет время на реакцию. Увидев старания малыша, улыбнитесь и похвалите.
- Помните, что освоение каждого шага может потребовать какой-то период времени, относитесь к этому с терпением и любовью.
- Не забывайте хвалить ребенка, даже за маленький успех.