Для того, чтобы ребенок понимал речь и научился коммуникации необходимо уделять внимание двум направлениям:
- развивать слуховое внимание, слуховую память, пространственное представление, чувство ритма и темпа, координацию движений. Все эти процессы тесно связанны с речевой деятельностью, а игры помогут сделать процесс легче и увлекательнее.
- развивать речь и корректировать речевые нарушения.
Во время занятий отлично помогает музыка. Под пение и музыку легче проводить артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику, игры на развитие памяти, мышления и внимания.
Первые шаги. Развиваем понимание речи.
Если ребенок не произносит за вами слова, то родителю следует играть две роли – за себя и за ребенка, то есть вести диалог самостоятельно: задавать себе вопросы и отвечать на них.
В это время ребенок учиться понимать речь, удерживать внимание и у него появляется желание подражать речи окружающих.
Хорошо помогает в развитии игра с ребенком. Необходимо четко называть игрушки и рассказывать о своих действиях. Если ребенок не может удержать внимание на одной игрушке, за всё хватается или, напротив, делает одно и то же, тогда его нужно учить играть.
Выбираем игрушку и учим ребенка играть.
Обучение игре может происходить неожиданно (что естественно для игры) или в специально подобранное для этого время (например, на занятиях со специалистом).
Для начала, разделите игрушки на те, которые будут ребенку доступны по желанию, и на те, которые вы будете предлагать в обучающих целях, как приятный сюрприз. Вторая категория игрушек не должна попадать в поле зрения малыша в начале игры.
Когда мы играем с детьми, то вызываем у ребенка радость и интерес к игрушке. Поэтому важно пребывать в хорошем расположении духа, иначе ребенок почувствует неискренность взрослого, что вызовет негативную реакцию.
Учим ребенка играть.
Игра на барабане. Реквизит – музыкальная игрушка.
Взрослый называет игрушку и показывает ребенку, издает на ней звук и подпевает: па-па-па. Затем берет малыша за руку и показывает сделать то же самое (надавить на игрушку, нажать на кнопку и пр.). После взрослый с игрушкой перемещается по комнате, подпевая и играя, для того, чтобы ребенок держал внимание на движущемся источнике звука.
Катаем мяч. Реквизит – мячик или шарик.
Взрослый берет на руки ребенка и садится за стол. Цель игры – привлечь внимание ребенка к катающемуся и исчезающему предмету. Взрослый толкает мячик, чтобы он прокатился по столу. В конце игры можно вместе найти мячик.
Ловим зайчика (мишку, машинку). Реквизит – игрушка.
Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждая ребенка, что сейчас выпрыгнет зайчик и его надо ловить. Сначала игрушку следует показывать в одном и том же месте, а затем – то справа, то слева от подушки. Важно, чтобы ребенок удерживал свое внимание на передвижениях игрушки.
Подражаем телом.
Взрослый садится напротив ребенка, затем поднимает руки вверх и произносит: «птички полетели». Потом он предлагает ребенку сделать то же самое: «Покажи, как птички полетели», «Покажи, как топает мишка», «Покажи, как сорока говорит нет-нет-нет» и т.д.
Развиваем память, внимание и мышление при помощи игры.
Слух и память можно развивать при игре с хорошо знакомыми ребенку звуковыми игрушками: колокольчик, дудочка, барабан и пр. Можно также использовать знакомые ребенку предметы, к примеру, разделочную доску, тарелку, ложки, кастрюлю.
Игра «Послушай и угадай, на чем я играю».
Ребенок не видит игрушку, но слышит звук, обратите внимание – начинает ли взглядом ребенок искать игрушку, если нет – потихоньку доставайте ее и показывайте на чем вы играли.
Игра «Приводим в порядок».
Хорошо сортировать предметы по величине, цвету и форме. В этом помогут кубики, матрешки, чайные и столовые ложки, разноцветные носочки ребенка, майки и пр.
В подобных играх важно:
- учить ребенка держать взгляд на предметах, которые он берет или хочет взять. Поможет фраза: «Посмотри внимательно. Посмотри глазками»;
- не добиваться от малыша запоминаний форм, цветов. Лучше сосредоточить внимание на похожести. Названия и обозначения признаков предметов ребенок усваивает после того, как овладел фразовой речью.