Елизаветинский сад

Тошнота и рвота у ребенка. Часть 1. Причины и диагностика

Психогенная рвота широко распространена у детей. Предпосылками служат различные психотравмирующие ситуации, отношение к ним и поиск способов разрешения. Частыми причинами у ребенка можно назвать следующие:

  1. Повышенную тревогу и страх перед важными событиями.
  2. Неприятные ассоциации, связанные с пищей (насильственное кормление, неприятные запахи, образы фекалий, червей, крови).
  3. Конфликтные и стрессовые ситуации.
  4. Подавленные эмоции.
  5. Психические отклонения (булимия и анорексия, умственная отсталость).

Рвота может выступать для детей неосознанным способом привлечь к себе внимание родителей, избежать какого-то события или получить желаемое. Возникнув однажды, она станет частым симптомом, который появляется именно в однотипных ситуациях. И если ребенку удалось получить ожидаемый эффект от окружающих, рвота закрепляется в сознании как условный рефлекс.

Психогенной рвотечаще всего подвержены дети с лабильной эмоциональной системой, повышенной тревожностью, другими невротическими или истероидными чертами характера. Иногда функциональная тошнота и рвота возникают в ответ на мысли о чем-то запрещенном и недопустимом. С позиций психоанализа указанные симптомы считаются проявлением скрытого гнева, чувства вины, стыда.

Поэтому предпосылки для психогенной рвоты следует прежде всего искать во внутриличностных аспектах. Их появлению способствуют стрессовые ситуации и конфликты (семейные, в садике и школе), дефекты воспитания, жилищные условия. У развивающейся личности они выводят внутренние проблемы наружу, соматизируют их и придают приоритет в определенных ситуациях. Поэтому для установления причины рвоты требуется провести детальное исследование различных сфер жизни ребенка, оценить его личностные особенности и окружение.

Особое внимание уделяется детализации субъективных симптомов, прежде всего самой рвоты:

  • Время появления (после еды или в психотравмирующей ситуации, натощак).
  • Периодичность (частая или редкая).
  • Характер рвотных масс (количество, цвет, запах, примеси).
  • Общее состояние ребенка (не изменено или нарушено).

Чаще всего такой невротической реакции подвержены дети в 5–7 лет, что может сохраняться и в дальнейшем. Приобретая форму невротического срыва, она возникает в ответ на определенную ситуацию: экзамен, нарушение запрета, кормление и пр. Как правило, рвота происходит без мучительных усилий и напряжения, легко и безболезненно. К сопутствующим психологическим проблемам у ребенка можно отнести:

  • Приступы страха и паники.
  • Плаксивость и раздражительность.
  • Подавленность настроения.
  • Снижение внимания и концентрации.
  • Постоянная усталость.
  • Расстройства сна.
  • Заикание, нервные тики, энурез.
  • Булимия и анорексия.

Нередко возникают истерические припадки, во время которых ребенок может кричать, падать на пол в судорогах и биться головой. Но эти приступы возникают лишь в присутствии стороннего наблюдателя, а в одиночестве проходят. При падениях и судорожных сокращениях мышц дети не причиняют себе повреждений. Эти признаки являются важными в плане дифференциальной диагностики.

Функциональный характер рвоты подтверждается отсутствием объективных признаков поражения пищеварительной системы, нарушений обмена веществ, хирургической патологии брюшной полости и прочих заболеваний, которые в иных ситуациях могли бы стать причиной рвоты. Нет болей в животе, патологических примесей в рвотных массах и стуле. Но при длительной невротизации вероятны функциональные расстройства со стороны вегетативной и сердечно-сосудистой систем:

  • Учащение сердцебиения.
  • Повышенная потливость.
  • Головные боли.
  • Нестабильность давления.
  • Непроизвольное сокращение мышц (диафрагмы, брюшных)

Все это относится к соматизированным проявлениям психологических проблем. И если их не решать, то с возрастом они лишь усугубляются. А длительные функциональные расстройства зачастую становятся базисом для появления различной органической патологии.