Психогенная рвота широко распространена у детей. Предпосылками служат различные психотравмирующие ситуации, отношение к ним и поиск способов разрешения. Частыми причинами у ребенка можно назвать следующие:
- Повышенную тревогу и страх перед важными событиями.
- Неприятные ассоциации, связанные с пищей (насильственное кормление, неприятные запахи, образы фекалий, червей, крови).
- Конфликтные и стрессовые ситуации.
- Подавленные эмоции.
- Психические отклонения (булимия и анорексия, умственная отсталость).
Рвота может выступать для детей неосознанным способом привлечь к себе внимание родителей, избежать какого-то события или получить желаемое. Возникнув однажды, она станет частым симптомом, который появляется именно в однотипных ситуациях. И если ребенку удалось получить ожидаемый эффект от окружающих, рвота закрепляется в сознании как условный рефлекс.
Психогенной рвотечаще всего подвержены дети с лабильной эмоциональной системой, повышенной тревожностью, другими невротическими или истероидными чертами характера. Иногда функциональная тошнота и рвота возникают в ответ на мысли о чем-то запрещенном и недопустимом. С позиций психоанализа указанные симптомы считаются проявлением скрытого гнева, чувства вины, стыда.
Поэтому предпосылки для психогенной рвоты следует прежде всего искать во внутриличностных аспектах. Их появлению способствуют стрессовые ситуации и конфликты (семейные, в садике и школе), дефекты воспитания, жилищные условия. У развивающейся личности они выводят внутренние проблемы наружу, соматизируют их и придают приоритет в определенных ситуациях. Поэтому для установления причины рвоты требуется провести детальное исследование различных сфер жизни ребенка, оценить его личностные особенности и окружение.
Особое внимание уделяется детализации субъективных симптомов, прежде всего самой рвоты:
- Время появления (после еды или в психотравмирующей ситуации, натощак).
- Периодичность (частая или редкая).
- Характер рвотных масс (количество, цвет, запах, примеси).
- Общее состояние ребенка (не изменено или нарушено).
Чаще всего такой невротической реакции подвержены дети в 5–7 лет, что может сохраняться и в дальнейшем. Приобретая форму невротического срыва, она возникает в ответ на определенную ситуацию: экзамен, нарушение запрета, кормление и пр. Как правило, рвота происходит без мучительных усилий и напряжения, легко и безболезненно. К сопутствующим психологическим проблемам у ребенка можно отнести:
- Приступы страха и паники.
- Плаксивость и раздражительность.
- Подавленность настроения.
- Снижение внимания и концентрации.
- Постоянная усталость.
- Расстройства сна.
- Заикание, нервные тики, энурез.
- Булимия и анорексия.
Нередко возникают истерические припадки, во время которых ребенок может кричать, падать на пол в судорогах и биться головой. Но эти приступы возникают лишь в присутствии стороннего наблюдателя, а в одиночестве проходят. При падениях и судорожных сокращениях мышц дети не причиняют себе повреждений. Эти признаки являются важными в плане дифференциальной диагностики.
Функциональный характер рвоты подтверждается отсутствием объективных признаков поражения пищеварительной системы, нарушений обмена веществ, хирургической патологии брюшной полости и прочих заболеваний, которые в иных ситуациях могли бы стать причиной рвоты. Нет болей в животе, патологических примесей в рвотных массах и стуле. Но при длительной невротизации вероятны функциональные расстройства со стороны вегетативной и сердечно-сосудистой систем:
- Учащение сердцебиения.
- Повышенная потливость.
- Головные боли.
- Нестабильность давления.
- Непроизвольное сокращение мышц (диафрагмы, брюшных)
Все это относится к соматизированным проявлениям психологических проблем. И если их не решать, то с возрастом они лишь усугубляются. А длительные функциональные расстройства зачастую становятся базисом для появления различной органической патологии.