Стимуляция двуручной деятельности
Хотя у большинства людей ведущей является одна рука, ребенку необходимо развивать мускульную силу и способность управления обеими руками для выполнения задач, требующих использование обеих рук. Поощряйте игры и занятия, требующие действий двумя руками. Если одной рукой ваш ребенок владеет хуже, чем другой, придумывайте игры и занятия, развивающие его слабую сторону;
— Научите ребенка перекладывать предметы из одной руки в другую. Дайте ему одну игрушку, затем другую, но следите за тем, чтобы он не бросал первую, а переложил ее в другую руку. Игрушки должны быть парными — например, две барабанные палочки, два кубика, которыми можно стучать друг о друга, чашка и ложка к ней.
— Поместите игрушку непосредственно перед ребенком, чтобы он мог дотянуться до нее обеими руками. Если хотите развивать какую-то одну руку, поместите игрушку с этой стороны.
— Устраивайте игры с водой и песком. Поощряйте ребенка перемещать воду и песок из одной чашки, ведерка, формочки и т. п. в другую.
— Учите ребенка бросать, ловить и катить большой мяч.
— Учите ребенка раскатывать скалкой или месить обеими руками тесто.
— Учите ребенка во время еды держать ложку одной рукой, а другой придерживать тарелку или чашку.
— Используйте игрушки, которые необходимо соединять и разъединять двумя руками (например, детали конструктора или рельсы игрушечной железной дороги).
— Во время приготовления пищи учите ребенка размешивать продукты в миске, придерживая ее одной рукой.
— Учите ребенка кормить, купать, а затем и одевать кукол.
— Учите ребенка играть на ударных инструментах (барабане, бубне, цимбалах).
— Учите ребенка играть с игрушечным набором инструментов (молотком, отверткой и т. п.)
— Учите ребенка снимать колпачки с ручек и фломастеров, крышки с тюбиков зубной пасты и т. п., а затем надевать их обратно.
— Поощряйте ребенка хлопать в ладоши, особенно под музыку или в ходе игры вроде «Ладушек».
— Пуская мыльные пузыри, учите ребенка ловить их ладонями.
— Нанизывайте бусины на нитку.
— Поощряйте ребенка рвать бумагу двумя руками: одной рукой держать, другой отрывать узкие полоски.
— Используйте неустойчивые игрушки, которые необходимо придерживать одной рукой при игре.
Если ребенок хуже владеет одной рукой:
— Когда ребенок находится в кроватке или в ванне, размещайте игрушки со стороны «слабой руки».
— Если ребенок предпочитает есть только одной рукой, вкладывайте ложку и вилку то в одну, то в другую руку.
— Располагайте игрушки со стороны «слабой руки» ребенка, чтобы он играл с ними «слабой рукой» или хотя бы перекладывал их в «сильную руку».
— Предлагайте ребенку игры «слабой рукой» с мягкими материалами, например, мягким мячиком, ватой или тестом.
— Надевайте на «сильную руку» рукавичку или носок и побуждайте ребенка стягивать его «слабой рукой».
Укрепление плеч и предплечий
Для развития тонких движений пальцами очень важно, в частности, укрепление мышечной силы плеч и предплечий.
— Поиграйте с ребенком в «тачку»: возьмите его за ноги, и пусть передвигается на руках. Если ребенок не может удержать свой вес на руках, поддерживайте его за бедра. Проползание по узким проходам укрепляет плечи. Поощряйте ребенка проползать через туннель (спортивный снаряд), узкие проходы и т. п.
— Пусть ребенок встает на четвереньки. Пока он находится в этой позе, играйте с ним в то, что ему нравится,— собирайте пазлы, играйте с шариками, карточками и т.п.
— Научите ребенка становиться на четвереньки и вытягивать одну руку и противоположную ногу. Повторяйте упражнение, меняя руки и ноги.
— Учите ребенка отжиматься, поставив руки на уровне живота.
Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными руками, а также обогатить список его навыков и способностей. Важно регулярно заниматься с ребенком, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.
Ребенок не может учиться, когда ему неинтересно, и поэтому мы должны приложить все силы, чтобы пробудить в нем интерес – натолкнуть его на новую мысль, помочь придумать новую игровую ситуацию.
Предлагая малышу ту или иную игру, убедитесь, что она не выходит за пределы его возможностей, ведь для него игра – единственный способ добиться успеха и учиться.
Статью подготовила психолог «Елизаветинского сада» (АНО ММДЦ) Маргарита Станиславовна Трунова.
Источники:
1. Финни Нэнси «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие»;
2. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»;
3. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции».