Чтобы структурировать знания об играх, начнем с теории и классификации игр.
Игра – это сфера активности, в которой стоит только одна цель – получить удовольствие. Поэтому игра должна удовлетворять основные потребности ребенка, а как приятный бонус – развитие его психических и эмоциональных способностей.
По мнению советского психолога С.Л. Рубинштейна «игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития». Д.Б. Эльконин считал, что «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками; учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры; появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка).
Нэнси Финни в своей книге «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие» пишет: «Все дети любопытны и учатся не только тогда, когда играют в игрушки, – они исследуют всевозможные предметы, которые их окружают и дома, и на улице. Многие дети с церебральным параличом хорошо владеют руками в положении сидя, но то, что они не могут передвигаться без посторонней помощи, не позволяет им исследовать мир самостоятельно».
Чтобы играть с ребенком совсем не обязательно выделять специальное время, наоборот, можно играть в любых ситуациях в течение всего дня.
Играйте вместе с окружающими предметами. Например, когда готовите обед, посадите ребенка рядом, дайте ему ложку с кастрюлей, пусть он стучит ими друг об друга или стол.
В ванной можно играть с тазом, губкой, полотенцем. В детской можно накрыть ребенка одеялом, чтобы он сам из него выбирался.
Примеры игр:
3-7 лет. Сюжетно-ролевые игры.
Кошки-мышки.
Игра, которая развивает крупные мышцы. Если ребенок умеет ползать, то скажите ему, что вы – мышка, а он – кошка, которая охотится. Расскажите малышу, что кошки мяукают, а мышки пищат. Опуститесь на пол и скажите: «Не поймаешь, не поймаешь!», ползите от ребенка, побуждая его погнаться за вами. Вы можете заползать, куда хочется: за шкаф, под стол и стулья. Когда ребенок поймет, в чем смысл игры, меняйтесь ролями.
За продуктами.
Попросите ребенка помочь вам составить список покупок. Затем вместе сходите в магазин и найдите продукты по списку. Вернувшись домой, позвольте помочь ребенку выложить продукты и «прочитать» этикетки. Если это возможно, то приготовьте блюдо из купленных ингредиентов. Поблагодарите ребенка за помощь.
Игра «В больницу»
Эта игра позволяет детям проиграть свои травмы, полученные в медучреждениях. Распределите роли: например, ребенок – доктор, а пациент – кукла или мягкая игрушка. Объявите часть комнаты кабинетом врача. В игре можно использовать настоящие шприцы, пузырьки, пустые упаковки от таблеток. Представьтесь мамой зайчика, у которого температура.
Также дети любят играть в «Парикмахерскую», «Войнушку», «Дочки-матери» и на все, на что вам хватит фантазии.
У игры всегда есть структура: тема («Магазин»), сюжет (сценарий игры), роли (полицейский, врач).
Содержание игры для разных возрастов всегда разные. Так, детям 2-3 лет больше нравится процесс и не всегда важен результат: они могут многократно выполнять одно и то же действие, например, качать куклу. Для детей 4-5 лет важно подрожать взрослым и проигрывать эмоционально значимые ситуации: кукла расстроена – я ее качаю. Ребенку старшего дошкольного возраста важно соблюдать правила игры: «Я помыла им руки. Садимся за стол!».
Есть множество классификаций игр. Приведем следующую.
Игры меняют психику работы, формируют разные стороны личности ребенка, подготавливают к взрослению.
Благодаря играм дети развивают память и внимание, что нужно при обучении в школе. В играх ребенок учится мыслить образами, использовать свое воображение, действуя с заместителем предмета.
С помощью подвижной игры ребенок осваивает новые движения, развивает ловкость, укрепляет мышечный корсет, познают и начинают лучше чувствовать свое тело, учатся координации, что важно для детей с ДЦП.
Помимо этого, во время игры ребенок развивается эмоционально: учится сочувствию, поддержке, сопереживанию. А также с помощью игры можно легко проработать эмоциональные травмы – страхи, агрессивность и тревожность.
Автор: Маргарита Трунова педагог-психолог Елизаветинского сада.