Прием в школу осуществляется по личному заявлению родителя ребенка при предъявлении следующих документов:
1) оригинала документа, удостоверяющего личность родителя;
2) оригинала свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав ребенка);
3) свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, — для детей, проживающих на закрепленной территории;
4) заключения психолого-медико-педагогической комиссии — для обучения детей с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе.
Все иные документы, в том числе медицинская карта ребенка, представляется в школу по усмотрению родителей, требовать ее представления школа не имеет права.
Заявление о приеме в школу и прилагаемые к нему документы регистрируются в журнале приема заявлений о приеме в школу. После регистрации заявления родителям выдается расписка в получении документов с информацией о регистрационном номере заявления и перечне представленных документов, которая заверяется подписью ответственного должностного лица и печатью образовательной организации. Если школа отказывает в регистрации заявления, то необходимо обратиться в орган управления образования.
Если школа отказывает в приеме ребенка или предлагает особые условия посещения ребенком школы, которые отличаются от условий посещения, оговоренных для других детей, не соответствуют интересам ребенка и семьи, не соответствуют заключению ПМПК, то целесообразно сообщить руководителю школы, что его действия будут обжалованы в органах образования. При этом важно проследить, чтобы заявление о приеме было зарегистрировано в журнале приема заявлений. Не стоит верить устным решениям руководителя и следует просить предоставить в письменной форме отказ в приеме или описание особых условий посещения школы. Получили ли родители письменный отказ, описание особых условий или нет, они вправе обратиться в орган образования за содействием в разрешении ситуации. Орган образования либо поможет разрешить ситуацию, либо разъяснит, что в такой ситуации может предложить с целью обеспечения получения ребенком образования. Если ответы органа образования будут содержать информацию о том, что отсутствуют школы, классы, в котором имеются условия для получения ребенком образования, или будут предлагать другие школы, которые расположены далеко, то алгоритм действий аналогичен алгоритму действий при сложностях с выбором школы в соответствии с заключением ПМПК и интересами ребенка и семьи.
Выбрать, в какую школу отдать ребенка — это право родителей. Однако наилучшим образом помочь ребенку можно тогда, когда родительские усилия объединяются с мнением специалистов. Поэтому лучше все-таки посоветоваться со специалистами, наблюдающими ребенка (педиатр, логопед, психолог и т.д.). Если ребенок пока еще не занимается со специалистами, то такого специалиста можно найти в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в других государственных и негосударственных организациях, помогающих детям с проблемами и особенностями развития.
Немного о том, что такое специальные условия образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее тут.
Не все эти условия будут прописаны в ПМПК. Основная часть может содержаться в прописанной комиссией программе. Например, примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может содержать наполнение ассистивными технологиями. А именно:
— индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.);
— подъемники;
— приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;
— электронные адаптеры, переключатели и др.
И об этом тоже необходимо помнить родителю, выбирающему образовательное учреждение.
Если родители не могут найти школу, в которой могут быть созданы условия для обучения ребенка в соответствии с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, — то обращаемся в орган образования с заявлением о содействии в подборе образовательной организации.
Вариант ответа органа образования на обращение, в котором констатируется, что на определенной территории отсутствуют организации, в которых созданы необходимые для обучения ребенка условия, или предлагается организация, которая расположена так далеко от места проживания ребенка, что семья не может выстроить процесс ее посещения ребенком без физических, материальных затрат, наносящих существенный урон жизни семье и интересам ребенка (например, отсутствует прямой транспортный маршрут, продолжительность нахождения в пути и способ доставки не соответствуют психофизическим возможностям ребенка или возможностям родителей), не является исполнением обязанностей органом по содействию в подборе образовательной организации. В таком случае в тот же орган надо адресовать обращение, в котором привести доводы того, что орган не выполнил своей обязанности (не подобрал организацию)15 или выполнил ее ненадлежащим образом (предложил не подходящую организацию)16.
Если повторное обращение в орган образования не дало необходимых результатов, направляется жалоба на бездействие органа или недобросовестное исполнение им обязанностей в вышестоящий орган образования.
Если вышестоящий орган образования также бездействует, обращаемся к мэру населенного пункта, губернатору, в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка региона (или по правам человека, если отсутствует уполномоченный по правам ребенка).
Часть 5 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы (дошкольные и школьные) и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся.
Обучение таких детей, а также детей с инвалидностью, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме. Например, в детской психиатрической больнице организовано обучение для детей, проходящих стационарное лечение.