Елизаветинский сад

Обеспечьте возможность выбора

Чем сильнее выражены нарушения у ребенка, тем больше вероятность сужения области естественного выбора для него. Взрослые часто делают то, что, по их мнению, является лучшим для ребенка, не предлагая ему других вариантов. В результате этого ребенок может стать пассивным, не испытывающим потребности или желания в общении. Независимо от степени нарушений ребенка, взрослые должны стараться обеспечивать ему разнообразные возможности для выбора в течение дня и уважать решения ребенка.

Например, во время еды держите в одной руке сок, а в другой — ложку с яичницей. Дайте ребенку то, на что он смотрит или к чему тянется. Даже если произошел случайный, а не «настоящий» выбор, это научит ребенка, что его действия что-то значат, и заложит основу для осознанного выбора в дальнейшем.

Дети начинают выбирать вскоре после рождения и продолжают делать это в течение всей своей жизни.

Вначале ребенку приходится делать выбор в очень простых ситуациях, например, посмотреть на игрушку или человека, продолжать или перестать сосать. Приобретая большие возможности и становясь более мобильным, ребенок может выбирать гораздо больше. Кроме того, ребенок более сознательно делает выбор и более заинтересован в производимом им выборе. Возможность выбирать является важным аспектом развития у ребенка ощущения контроля и управления ситуацией. Как важная основа коммуникации, выбор — это действие, которое начинается с желания принять или отвергнуть что-либо.

на фото: карточки для альтернативной коммуникации.
Помогают ребенку сделать выбор.

Очень важно, чтобы взрослый принял решение ребенка, после того как была создана ситуация выбора. Таким образом, взрослый должен предлагать ребенку выбор между приемлемыми альтернативами и не навязывать «правильный» выбор.

Многих проблем в поведении «ужасных двухлеток» можно избежать, предоставляя ребенку возможность выбора.

Если ребенку предоставляется выбор между одним вариантом и другим, очень мала вероятность того, что ребенок отвергнет оба, даже если ни одному из этих вариантов он обычно не отдает предпочтения (например, «Ты почистишь зубы сейчас или после того, как наденешь пижаму?»). Особенно это важно помнить, когда вы пытаетесь помочь ребенку научиться чему-нибудь особенно трудному. Занимаясь с ребенком, предложите ему на выбор игрушки или другие материалы, связанные с двумя или тремя видами деятельности. Позвольте ребенку выбрать что-нибудь одно, а потом другое. Таким образом, следуя за выбором ребенка, взрослый дает ему ощущение управления ситуацией, ощущение того, что к нему прислушиваются, и проявляет свое уважение.

Источник: Статья написана с использованием книги «Программа «Каролина».