Елизаветинский сад

Игры и физическое развитие. Часть 1. Навыки крупной моторики

Любой ребенок, ограниченный в передвижении, отстает в развитии в познавательной сфере. Его исследования окружающего мира в этом случае исчерпываются очень небольшим пространством, расположенным вблизи него.

Все дети хотят двигаться, исследовать окружающий мир, взаимодействовать с людьми и игрушками. Оказание ребенку продуманной поддержки дает ему возможность делать то, что он хочет, но не может без посторонней помощи из-за своих физических проблем.

Несформированность крупной (грубой) моторики (движения руками, ногами, туловищем и т. д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений по показу или словесной инструкции.

Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), то у него развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и др. Превращаясь в автоматические, эти действия в какой-то мере удовлетворяют необходимую потребность ребенка в движениях.

Такие компенсаторные действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями.

Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи.

Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.

Навыки крупной моторики — это фундамент, база для формирования тонких движений рук.