Существуют игры, направленные на развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.).
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи.
Игры, направленные на развитие зрительного восприятия.
Зрение — важнейшее из пяти чувств. Зрение помогает ребенку понять, как устроено пространство вокруг него, как расположено в пространстве его тело и как он может управлять своим положением.
Кроме того, ребенок использует полученный зрительный опыт для общения с другими людьми: устанавливает зрительный контакт, использует язык жестов. Позже ребенок начинает использовать информацию, получаемую с помощью зрения во взаимодействии со взрослыми: например, если интересующая его игрушка находится в другом конце комнаты, и рядом с ней есть взрослый, ребенок может попросить его принести игрушку.
Общие рекомендации для детей с нарушениями зрения
— Комментируйте все свои действия простыми словами, чтобы ребенок понимал, что происходит с ним и вокруг него (сейчас будем играть).
— Пользуйтесь простым языком, описывайте однотипные действия в одних и тех же выражениях, чтобы предупредить ребенка о том, что должно произойти (я беру мяч).
— Когда вы подходите к ребенку, сначала мягко, ласково заговорите с ним. Этим вы предупредите его и убережете от испуга.
— Поместите игрушки, с которыми играет ваш ребенок, на поднос, откуда он сможет их брать. Когда он привыкнет к расположению подноса, перемещайте его. Таким образом у ребенка разовьется представление о постоянном существовании предметов.
— Подвешивайте игрушки над кроваткой ребенка так, чтобы ребенок трогал их и ему не приходилось тянуться за игрушкой.
Стимуляция зрения
У ребенка с нарушениями зрения обычно есть какая-то способность видеть, и очень важно научить ребенка максимально использовать имеющееся зрение. Старайтесь стимулировать зрение ребенка. Дети с другими нарушениями также могут нуждаться в стимуляции способности смотреть на предметы и тянуться к ним.
Вот несколько советов для родителей, дети которых страдают нарушениями зрения:
— Используйте большие игрушки. Мелкие игрушки трудны для зрительного и тактильного восприятия.
— Используйте яркие цветные игрушки. Наше зрение работает на контрастах: начните с черно-белых игрушек, затем переходите к таким цветам, как красный и оранжевый. Хороши также светящиеся игрушки и блестящая или голографическая цветная бумага.
— Следите за тем, чтобы ребенок играл в светлом, хорошо освещенном помещении.
Примеры игр
1. Привет
• Ребенок испытывает большое удовольствие, когда видит ваше лицо.
• Близко наклонитесь к малышу и пропойте ему такую песенку:
Привет, привет, я так тебя люблю.
Привет, привет, потрогать тебя могу.
Привет, привет, потрогать маленький носик.
Привет, привет, поцеловать твой маленький носик.
• Повторяйте стишок, изменяя при этом последние две строчки, называя разные части лица: глаза, уши, щеки или губы.
2. Куда он прячется?
• Держите перед ребенком яркий разноцветный шарф.
• Медленно водите им из стороны в сторону и рассказывайте, какой он красивый и яркий.
• Как только вы будете уверены в том, что малыш смотрит на шарф, медленно уведите шарф в сторону.
• Продолжайте водить его из стороны в сторону, заставляя малыша следить за ним глазами.
• Постарайтесь почаще играть таким образом. Вы помогаете развиваться детскому мозгу!
Внимание! Как и в любой игре, внимательно следите за признаками усталости вашего малыша и его желанием отдохнуть или поиграть во что-нибудь другое.
3. Игра со шляпами
• Ваше лицо – это первое, что узнает ваш ребенок.
• Попробуйте сыграть с малышом в игру со шляпами. Он будет узнавать ваше лицо, развивая, таким образом, зрение.
• Подберите побольше шляпок и, надевая их одну за другой, приговаривайте следующие слова:
Шляпки, шляпки, шляпки, шляпки. (Медленно наклоняйте голову назад и вперед.)
У мамочки (папочки)… (имя) есть шляпка.
… (тот же человек) любит … (имя ребенка), Когда у … (имя ребенка) на голове шляпка.
• Если у вас не наберется такого количества шляпок, повяжите на голову шарф или ленточку.
4. Гляделки
• Убедитесь, что полностью привлекли внимание ребенка. Измените выражение лица: улыбнитесь, издайте какой-нибудь звук или наморщите нос.
• Наблюдать за реакцией малыша, когда он следит за вашей мимикой, очень увлекательно. Его заинтересованность может выражаться в том, что он широко распахнет глаза или начнет двигать ручками и ножками.
5. Смотри-ка, что я вижу
• Подберите несколько ярких игрушек и одну за другой медленно водите их из стороны в сторону перед малышом, привлекая его внимание.
• В этот период малыши начинают проявлять внимание к своим ручкам. Сначала они подолгу смотрят на них и, наконец, обнаруживают, что могут заставить их появляться и исчезать.
• Возьмите детские руки в свои и тихонько похлопайте ими перед лицом малыша:
Ладушки, ладушки,
Хлопаем в ладошки.
Мамочку … (имя человека, играющего с малышом) погладь по щечке.
Хлопаем в ладошки.
6. Чудный свет
• При желании фонарик можно прикрыть цветной пленкой.
• Возьмите ребенка на руки и зажгите фонарик.
• Медленно водите им из стороны в сторону и наблюдайте, как ребенок будет следить глазами за фонариком.
• Перемещая фонарик, приговаривайте:
Чудный свет, чудный свет,
Вот он – чудный, чудный свет.
• Это не просто доставляет детям много удовольствия – во время игры в мозгу образуется множество необходимых связей.
Когда ребенок наблюдает за движущимися объектами, нейрон на сетчатке образует связь с другим нейроном, находящимся в области мозга, отвечающей за зрение. Малыш, можно сказать, налаживает свое зрение.
7. Куда подевалась игрушка?
• Подержите перед глазами ребенка его любимую игрушку, а затем спрячьте ее.
• Поощряйте малыша на поиски при помощи вопросов вроде «Она на небе?» и посмотрите вверх.
• Спросите: «Она на земле?» – и посмотрите вниз.
• Затем спросите: «Может, она у меня в руках? И, правда, в руках».
• Как только ваш малыш подрастет, он начнет сам искать игрушку, исчезнувшую из его поля зрения.
• Когда он начнет обращать внимание на то, куда вы спрятали игрушку, то будет следить за вашими движениями, когда вы станете убирать руку.
8. Зеркальные игры
• Рассматривание себя в зеркале – интересное и увлекательное занятие. Кроме того, оно дает малышу возможность узнать себя с новой стороны.
• Вот несколько вариантов того, что вы вместе с малышом можете делать перед большим, в полный рост, зеркалом:
– улыбаться;
– двигать различными частями тела;
– корчить рожицы, издавая смешные звуки;
– произносить различные звуки при помощи губ;
– подражать голосам животных;
– раскачиваться назад и вперед.
Поскольку зрительные нейроны начинают формироваться довольно рано, дети нуждаются в стимулирующих визуальных упражнениях.
9. Прятки с куклой
• Наденьте матерчатую куклу на руку и спрячьте ее за спину.
• Покажите руку и скажите: «Ку-ку… (имя малыша)».
• Теперь снова спрячьте руку с куклой за спину.
• Продолжайте повторять эти действия до тех пор, пока ребенок не станет сознательно ждать появления куклы в определенном месте.
• А вот теперь пусть кукла появится из-за вашей головы, из-за головы малыша. Всегда подносите куклу к лицу малыша (но не слишком близко), когда произносите «ку-ку».
Каждая игра в прятки стимулирует создание и укрепление тысяч соединений между клетками мозга, понемногу совершенствуя сложную систему связей, которая останется в таком состоянии на протяжении всей жизни вашего ребенка. В более поздний период подобные связи образуются с трудом.
Статью подготовила психолог Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Маргарита Станиславовна Трунова.