Речь и невербальные способы коммуникации
Коммуникация – это сложный процесс, требующий множества навыков. Речь – только один из многих способов, которыми мы передаем свои «сообщения». Для передачи информации мы используем зрительный контакт, движения глаз, мимику, жесты, положение тела. Развитие навыков невербальной коммуникации в сочетании с физической терапией и занятиями логопеда может значительно помочь ребенку с церебральным параличом научиться выражать себя.
Знаки и символы
Для того чтобы выразить собственные мысли и желания, многим детям с церебральным параличом необходимы какие-то особенные способы – так называемые дополнительные способы коммуникации. Это может быть коммуникация с помощью рук – способ, основанный на использовании жестов и знаков, или «графические» способы, когда ребенок показывает на картинки или какие-то символы. Коммуникации с помощью рук (язык жестов) обучает логопед, здесь не требуется дополнительное оборудование, и в этом ее преимущество. Есть и серьезный недостаток данного способа – «собеседник» тоже должен знать язык жестов, а ведь друзья и родственники ребенка часто не могут или не хотят учиться ему.
Дети с церебральным параличом гораздо легче осваивают «графические» способы коммуникации, поскольку из-за двигательных нарушений и недостаточного контроля за движениями рук им очень трудно жестикулировать. Разработано множество графических систем, одни основаны на простых рисунках или фотографиях, другие представляют собой системы символов, например, система блис-символов (Blissymbols), с помощью которых можно сообщить любую информацию; возможности ограничены только набором символов. Многие пользуются и жестами, и символами, что позволяет с легкостью общаться в любой ситуации. Например, дома ребенок для скорости объясняется знаками, а в школе пользуется набором картинок или символов.
Дополнительные способы коммуникации и речь
Использование обычной речи приносит многим детям с церебральным параличом массу переживаний. Чем старательнее ребенок со спастической формой церебрального паралича пытается сказать что-либо, тем ему труднее, тем больше голос подводит его. Он вновь и вновь повторяет одно и то же слово, а получается у него все хуже и хуже.
При гиперкинетической форме церебрального паралича ребенок, пытаясь говорить, часто делает над собой усилие, и в результате нарушается равновесие и возникают неконтролируемые движения, с которыми ребенку трудно справиться и которые еще больше мешают ему говорить. Многие дети успешно используют дополнительные способы коммуникации в ситуациях, когда, как они знают, с речью возникнут проблемы. Дополнительные способы коммуникации в этих случаях освобождают ребенка от ненужных усилий, и говорить ему становится легче, речь становится лучше и понятнее.
Улучшение речевого развития
По нашему опыту, самый лучший способ сделать коммуникацию более эффективной – это «самозакрепление». Если ребенок обнаружит, что, указав на символ, он может выбрать игрушку, то он, естественно, захочет тем же способом выразить и другие свои желания. Исследования показали, что дети, которые используют дополнительные способы коммуникации, чувствуют себя увереннее и более успешны в учебе чем те, у кого нет возможности выражать свои мысли и желания. Многие родители опасаются, что дополнительные способы коммуникации отобьют у детей желание говорить, однако на самом деле их эффект противоположен.
Раннее вмешательство
Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Многие дети становятся пассивными в результате нарушения коммуникации. Ребенок должен как можно раньше научиться выражать собственные мысли и желания, в этом случае уже в самые первые, наиболее важные для развития, годы он сможет полнее участвовать в социальном взаимодействии. Пусть малыш еще не отпраздновал свой первый день рождения, пусть вы не можете оценить, насколько хорошо он понимает вас, – учите его хотя бы показывать рукой или глазами на игрушку, с которой он хочет поиграть. Имея такой опыт выбора, ребенок быстро учится тому, как можно выразить свои желания.
Источник: Нэнси р. Финн «Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие»