Елизаветинский сад

Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации

Базовые умения, которые лежат в основе как коммуникации, так и обучения в целом.

1. Сосредотачивать взгляд на предмете и прослеживать его перемещение.

Наше знакомство и познание мира во многом происходят через зрение. Поэтому первое, чему необходимо научить ребенка, – фиксировать взгляд на предмете. Сначала это может быть яркий, привлекательный, возможно, светящийся, но не мигающий предмет (фонарик, светящаяся игрушка, блестящий шарик и т.п.). Важно найти расстояние и позицию, в которой ребенок сможет заметить этот объект. Когда ребенок научился фиксировать взгляд на предмете, необходимо учить его прослеживанию в разных направлениях. Для этого медленно и с небольшой амплитудой перемещайте предмет вправо и влево, вверх и вниз, затем по кругу в разных направлениях.

Дополнительно можно использовать звучание (например, бубенчики быстрее привлекут внимание, чем просто блестящий шарик). Но на следующем этапе важно убрать звук, чтобы ребенок использовал именно зрение.

Параллельно с этим формируется умение фиксировать взгляд на лице говорящего с ребенком взрослого.

Не спешите! Прослеживание – это сложный навык, и обучение ему может затянуться.

2. Отказываться и соглашаться.

У любого человека в жизни есть предпочтения. Мы что-то любим, что-то терпим, а чего-то активно избегаем. Такие предпочтения есть и у детей. Если внимательно понаблюдать за ребенком с ТМНР, можно заметить те ситуации, объекты и воздействия, которые доставляют ему дискомфорт и которых он старается избегать. Это может проявляться по-разному: отворачивается, закрывает глаза, закрывает рот, выплевывает и т.д. Такая ситуация хороша для того, чтобы научить ребенка говорить «нет» доступным ему способом. Заметив реакцию отказа, необходимо озвучить ее: «Ты не хочешь, нет», одновременно помочь ребенку показать «нет»

жестом, отодвинуть тарелку или игрушку рукой, покачать головой или отвернуться, в зависимости от его возможностей. Постепенно ребенок начнет вам подражать и отказываться от неприятного тем способом, которому вы его обучили. Еще раз стоит напомнить, что если ребенок отказывается от этой игрушки или еды, не надо настаивать, иначе желание отвечать вам пропадет, не окрепнув.

3. Выбирать.

Для того чтобы научить ребенка выбирать, мы предлагаем ему два равнозначных предмета (белый хлеб и черный, расческу и щетку для волос, красные и зеленые колготки, мячик и погремушку) и спрашиваем, что он хочет. Ребенок должен быть знаком с обоими предметами (нельзя узнать, хочешь ли ты шоколад, если никогда его не пробовал). Предъявив объекты в поле зрения ребенка и назвав их, ждем реакции: ребенок потянется к одному из них. Озвучиваем его выбор: «Ты выбрал мячик, будем играть в мячик». Одновременно другой предмет убирается из поля зрения. В начале обучения такой выбор может быть случайным – как выбор может быть расценена любая активность ребенка в сторону одного из предметов (посмотрел, задел рукой, потянулся ртом и т.п.). Важно закрепить эту реакцию, чтобы для ребенка она всегда служила способом выбирать. Часто, особенно в начале обучения, этот выбор оказывается неверным (ребенок хотел не то, на что показал), в этом случае он обычно начинает проявлять негативизм или пользуется доступным ему способом отказа. Тогда возвращаем в поле зрения ребенка оба предмета и снова спрашиваем, что же он выбирает. Чем более значимы для ребенка предметы, из которых ему предлагается выбор, тем скорее он научится осознанно выбирать.

Работа по формированию коммуникации и речи – длительная и кропотливая. Она требует участия логопеда и дефектолога – как людей, которые разбираются в том, какие умения и навыки актуальны для ребенка на данном этапе.

Однако если все взрослые, взаимодействующие с ребенком, будут соблюдать перечисленные выше правила общения и активно поддерживать выбранные стратегии коммуникации, ребенок легче и быстрее освоит доступные ему способы общения и с большим желанием будет их применять в повседневной жизни.

В помощь специалистам и родителям в настоящее время разработаны и внедряются в практику работы с детьми различные системы дополнительной и облегченной коммуникации.  Ниже приводится список некоторых книг, которые могут помочь специалисту ознакомиться с современными системами и выбрать наиболее подходящие для работы.

СПИСОК КНИГ

1. Наиболее подробно различные подходы к АДК рассмотрены в книге Стивена фон

Течнера Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра – М.: Теревинф, 2017.

2. Особенности обучения коммуникации детей с сочетанными нарушениями и специфика обучения слепоглухих детей описана в трехтомнике Перкинс школа: Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития /под ред. Кэти Хайд. – М.:Теревинф, 2011

3. Множество идей и рекомендаций по обучению детей глобальному чтению можно взять из книги Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом

в семье. – М.: Просвещение, 1991.

4. Много практических рекомендаций дано в книге Мойры Питерси и Робина Трилора Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. Преодолению проблем коммуникации посвящена Книга 3: Навыки общения.

5. Методика обучения при помощи обмена карточками подробно расписана в книге Лори Фрост Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов – М.: Теревинф, 2011. 

6. Работе с использованием языковой программы Макатон можно научиться на семинарах «Языковая программа Макатон. Базовый курс» в РБОО «Центр лечебной педагогики».

Источник: «Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой