Елизаветинский сад

Почему цели в программе ранней помощи должны быть функциональными?

В процессе ранней помощи специалисты разрабатывают индивидуальные программы для детей с особыми потребностями. Важной частью этих программ являются функциональные цели — такие цели обучения ребёнка, которые приемлемы для данного возраста, для конкретной семьи и имеют непосредственное отношение к их жизни.

Смысл работы над функциональными навыками заключается в том, что ребёнок обучается не отдельным изолированным навыкам, которых ему не хватает, исходя из возрастных норм, а тем, которые могут помочь ему успешно общаться, играть, передвигаться уже сейчас. Эти навыки формируются и закрепляются в повседневных рутинах в домашней обстановке.

Функциональные навыки нужны ребёнку в повседневной жизни; требуются каждый день, несколько раз в день; улучшают качество жизни ребёнка.

Если целью специалисты и семья выберут «собирание пирамидки, ориентируясь на размер колец», то такая цель не будет функциональной. Ведь этот навык нужен только во время занятий и никак не влияет на повышение активности, включённости и самостоятельности ребёнка в ежедневных жизненных ситуациях. А цель «ребёнок во время уборки будет убирать маленькие игрушки в маленькую коробку, а большие- в большую» вполне можно включить в домашнюю жизнь, т.к. он связан непосредственно с повседневной жизнью ребёнка. Важно помнить, что функциональные цели должны быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ребёнка. Это позволяет достичь наилучших результатов в развитии и повысить качество его жизни.

Деятельность Службы ранней помощи осуществляется по поддержке Фонда президентских грантов.