Елизаветинский сад

Значение питания в жизни ребенка

Развитие навыков самообслуживания

Порой родители настолько сконцентрированы на двигательном развитии ребенка, что забывают про развитие социально-бытовых навыков. Часто родители предпочитают делать все сами, не давая ребенку попробовать справиться без их помощи. 

Значение питания в жизни ребенка

От того, что ест ребенок и как происходит кормление, зависит его качество жизни и социализация. Питание должно быть сбалансированным.

У детей с ДЦП некоторые симптомы прогрессируют из-за белково-энергетической недостаточности. Также для них характерны повышенные энергозатраты, связанные с нарушением энергообмена и недостаточной регуляцией функций вегетативной нервной системы.

При подобных трудностях физическая абилитация, которая так необходимо ребенку ежедневно, становится малоэффективной из-за недостатка сил вследствие нутритивной недостаточности (дисбаланса между потребностями организма в питательных веществах и количеством поступающих нутриентов: белков, жиров, углеводов, минералов и витаминов).

Иногда достаточно просто сбалансировать питание, подобрав подходящую диету, медикаментозную поддержку и способ введения пищи. В некоторых случаях необходимо энтеральное питание (внутрижелудочно или внутрикишечно через зонд) или парентеральное питание (внутривенно).

Прежде чем решать вопрос о нутритивной поддержке, важно убедиться, что ребенка кормят безопасным для него способом.

Что необходимо для успешного приема пищи?

Порядок кормления ребенка

Правильный порядок кормления подразумевает участие ребенка во время кормления. Нельзя во время кормления использовать отвлекающие факторы (телевизор, видео, игрушки и пр.)

  1. Перед приемом пищи предупредите ребенка, что пришло время поесть (завтрак, обед или ужин). Также скажите, что ребенок будет есть и зачем это нужно (при сниженном аппетите).
  2. Перед едой вымойте руки ребенку, если предполагается даже минимальный контакт с едой или приборами.
  3. Усадите ребенка в специальное место для кормления.
  4. Лучше использовать индивидуальную посуду с детской тематикой для лучшего привлечения внимания к еде.
  5. Если состояние ребенка позволяет, при кормлении через рот используйте руку ребенка (пассивно, пассивно-активно, активно).
  6. Хвалите ребенка за съеденное.
  7. После кормления вытрете лицо и руки ребенка. Если необходимо, смените одежду.
  8. После кормления ребенок должен быть в вертикальном положении в течение 40 минут. В это время можно посмотреть какую-то спокойную передачу или почитать книгу.

Процесс кормления очень важный момент в жизни семьи. Именно во время кормления происходит взаимодействие ребенка и родителя: принятие и дарение, эмоциональный и физический контакт.

Используйте кормление для выражения своей любви ребенку, для его социализации и развития.

Пусть он принимает участие в выборе еды, в процессе потребления пищи (например, можно удерживать руку ребенка своей и доносить ложку до рта). Говорите с ребенком, рассказывайте, что делаете, успокаивайте.

При отсутствии контакта процесс приема пищи может стать затруднительным, пища может плохо усваиваться или, вообще, ребенок может отказываться есть.

Источник:  Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам»