Елизаветинский сад

Вопросы к директору детского сада для детей с ДЦП. Часть 3

– Как я должен вести себя с ребенком с ДЦП?

Когда мы видим любого маленького ребенка, мы часто не понимаем, как себя вести: не зная уровень его развития, мы начинаем сюсюкать. «Ой, какой малыш», говорим мы. В этот момент мы словно те странные взрослые из комиксов, на которых смотрят эти дети с недоумением. Им за нас даже как-то неловко.


Вот так и с ребенком с ДЦП.


Даем три совета, как вы можете избежать неловкостей и общаться с особенным ребенком.


1. Никогда не делайте вид, что не замечаете ребенка. Часто люди, игнорируя его присутствие, спрашивают: «А что он умеет?», «А как он себя ведет». Не надо так. Уважайте каждого человека, обратите на ребенка внимание. Не на его особенность, а на него.


2. «Привет, друг! Как дела?» – понимают все. Поздоровайтесь, ведь этот ребенок – личность. Если он не будет понимать, что вы ему говорите дальше, не волнуйтесь, его родители придут к вам на помощь и помогут установить контакт. А вы в свою очередь будьте медленнее – дайте ему возможность ответить вам. Иногда это занимает больше времени, чем мы себе представляем.


3. Спуститесь на уровень ребенка, чтобы он вас видел. Не стойте над ним горой, сядьте на корточки, но не нарушайте личное пространство – не хватайте на руки, не тормошите его волосы на голове. Ребенок с ДЦП не всегда может за себя постоять, и будет просто терпеть то, что ему неприятно.


Не бойтесь! То, что вы хотите общаться и узнать другой мир, это уже был первый успешный шаг!

– Как научить ребенка правильно относится к детям с ДЦП?

Правильно научить ребенка относиться к человеку с ДЦП невозможно по одной простой причине: в раннем возрасте он не понимает, что такое ДЦП. Для него это некая «странность» человека. Чем младше ребенок, тем меньше он ее замечает.


Но чем старше ребенок, тем больше он замечает и анализирует. Тут можно и важно научить ребенка быть внимательнее в своем отношении к любой особенности человека, будь то, ДЦП, внезапный клочок седых волос на черной голове, маленький рост, родинка на лице, сломанная нога, фамилия. Все, что не вписывается в стандартный мир ребенка, вызывает у него огромный интерес. Иногда этот интерес сопровождается излишней зацикленностью, включающей дразнилки.


Поэтому важнее учить ребенка не правильно правильно к конкретной форме инвалидности, а быть чувствительным. И конечно, очень важно развивать его эмоциональный интеллект.


Эмоциональный интеллект – это в первую очередь умение сопереживать, поставить себя на место другого человека, с которым ты общаешься или хочешь взаимодействовать, но не умеешь. Не закрываться, уходить в сторону, а подбирать ту форму общения, которая подойдет тебе и человеку с особенностью. Вот это важно.

– Зачем ребенку с ДЦП детский сад?

«А разве особому ребёнку не спокойнее? Тихо, рядом мама, никакого стресса». А чем-то подобном иногда говорят люди, которые узнают про детский сад для детей с ДЦП. Отвечаем.


Детский сад нужен всем. Детям — для того, чтобы найти друзей, научиться общаться. Дома, наедине с мамой или бабушкой, этого сделать невозможно. Когда ты в кругу сверстников, тебе никто просто так не уступает и не подстраивается под тебя, ты должен находить альтернативу и выходы из сложных ситуаций.


Возможно, кому-то сложно представить, как наши дети с ДЦП ищут выход из сложных ситуаций. Но тем не менее. Они взаимодействуют, общаются, играют вместе. Перед каждым ребенком стоит задача — если ты хочешь что-то сделать с кем-то, ты должен в этот процесс сам вовлечь другого человека. Дети начинают лучше говорить, а если они не «говорят» словами, то они лучше показывают на то, что им нужно, используют альтернативную коммуникацию.


Детский сад нужен родителям, чтобы у них было время для себя. Они могут устроиться на работу, иметь личные интересы, хобби. Детский сад — неотъемлемая часть жизнь современного родителя. Это потребность, которую надо учитывать.

– Чему может научить ребенка с ДЦП детский сад?

Развитие всех детей дошкольного возраста одинаково. Оно включает в себя развитие игровых навыков, навыков самообслуживания, речи, познавательной сферы. Развитие происходит по-разному, у детей с ДЦП чуть медленнее.


В Елизаветинском саду самые актуальные задачи — это научить ребенка самостоятельно есть и проситься в туалет. На третьем месте — какой-либо вид общения с ребенком.


Когда родители дома учат ребенка самостоятельно есть, они знают его повадки, не просят что-то сказать словами, так как знают, как он общается: где-то вздохнул, где-то нахмурил брови. Родитель сразу понимает этот сигнал, и не требует от ребенка большего, ведь ему жалко его. В детском саду ребенку приходится лучше взаимодействовать, потому что его окружают много людей, которые не знают его повадок. Тогда ребенку приходится искать новые способы общаться.


Кроме того, в детском саду есть режим дня, который, кстати, очень полезен не только детям, но и взрослым. Соблюдение режима — залог успеха в развитии.


Ну и конечно, главная фишка детского сада — это игра и общество, они формируют ребенка. В Елизаветинском саду, например, все дети начинают хорошо есть. Это забавно рассказывать родителям, как их ребенок впервые взял ложку и попробовал что-то новенькое. Родители очень удивляются. Но ребенку ведь невозможно отказаться от еды, когда вокруг тебя 10 человек вкусно-вкусно едят, а воспитатели еще и комментируют, какая расчудесная в тарелочке еда. Вспомните, вам самим приятнее обедать в веселой компании?


Ребенок по-любому быстрее осваивает навыки, когда вокруг него есть обучающая и поддерживающая среда. Вот что даёт ребёнку сад.


Важно, что чем тяжелее нарушения у ребенка, тем больше индивидуального подхода в развитии программы ему необходимо. Специалисты сада ставят для ребенка цели и задача, актуальные не только для него, но и для родителя.

Отвечала директор Елизаветинского сада Татьяна Шевченко.