Елизаветинский сад

Вопросы к директору детского сада для детей с ДЦП. Часть 2

– Как выдерживает ваше сердце?

Встречный вопрос – отчего именно оно должно болеть? У всех родителей и воспитателей болит сердце, когда их ребенку больно или его кто-то обижает.


Если человек никогда не сталкивался с особыми детьми, то ему может быть и правда очень больно поначалу. Больно сталкиваться со своими стереотипами и искаженными представлениями. Это страшно, люди плачут. Но если человек задерживается в этом особом мире и узнает его, то все меняется. Страхи и стереотипы развеиваются, и люди начинаются видеть в первую очередь ребенка и счастливую семью. Сердце перестает болеть: ты уже не видишь диагнозов, а видишь успехи, красоту, озорное детство. Специалисты по работе с особыми детьми выбрали этот ни на что не похожий, абсолютно другой, классный мир. В общем, мы кайфуем, ведь это просто дети.


Но вот отчего действительно болит сердце, так это когда слышишь несправедливые суждения по отношению к семьям, вроде «дети с ДЦП рождаются в неблагополучных семьях». К сожалению, мама с особым ребенком подвержена стереотипному отношению, мало кто видит в ней красивую, успешную женщину и счастливую маму.


Люди концентрируют свое внимание на особом ребенке в коляске, и не видят за ним счастливую семью, где никто ни в чем не виноват, где обстоятельства жизни приняты с достоинством и красотой.

Если смотреть на коляску — да, жалко, сердце рвётся. Но если видеть картинку целиком — сердце радуется. 

– Разве может мужчина быть воспитателем?

«Несколько лет назад я работала в Бакулевской больнице в отделении детской кардиологии. Там лежали совсем крошечные дети — один день, неделю от роду. Почему-то там в основном работали хирурги-мужчины. Меня тогда очень удивило, с какой нежностью обращались с детьми эти взрослые, грозные дяденьки, на ладонях которых помещались эти детки. Они с вниманием и умилением меняли зонды, повязки. Больше года там лежал маленький мальчик-сирота: мужчины-врачи по очереди укачивали его на своей груди. Это разрушило мой стереотип о том, что уход и воспитание ребенка – это только женская доля», — поделилась наш директор Татьяна Шевченко.

К счастью, в нашем саду работают воспитатели-мужчины. Это меняет все, как в воспитании детей, так и в целом в работе сада.


В наш сад ходят много мальчиков с ДЦП, и когда с ними работают только женщины, то мы словно на разных языках говорим. А мальчишки – это мальчишки, им нужны войнушки, мужские разговорчики. Когда мальчик в 7 лет капризничает, а вокруг него толпа нежных женщин, со слезами умоляющая поесть кашку, согласитесь, это не то.


Мужчины вносят другой мир в воспитание ребенка, который ему очень нужен. Это мир и нежный, и строгий, чуткий и собранный. У наших парней-воспитателей разговор иногда более короткий, но эффективный. Они друг друга понимают. «Не хочешь – не надо». В этот момент мы, женщины, стоим и думаем, что ж он так прямо с бедным ребенком. А ребенок собирается вдруг.

«Я не могу передать, как в работе важны наши парни! Как для самих детей, так и для всех специалистов и сотрудников. Мы все стали гармоничнее и собраннее. Поэтому мы всегда ждем мужчин, которые хотели бы быть воспитателями».

– Разве ребенок с ДЦП понимает, о чем я говорю?

Часто бывают такие ситуации, когда к мамам или воспитателям подходят люди и в присутствии ребенка с ДЦП начинают говорить о нем, спрашивать что-то так, как будто его нет рядом. Словно он ничего не понимает из того, что говорят. А когда ребенок вдруг реагирует, переспрашивает или поворачивается и сморит на говорящего, люди удивляются. Расставим точки.


Абсолютно все дети понимают, о чем мы с ними говорим. Понимают с самого раннего возраста, даже до года от рождения. Да, мы не говорим с ними о физике, и об очень сложных и умных вещах, но элементарные вещи понимает каждый ребенок.


ДЦП не равно «нарушения интеллекта». У нас ест дети со сложными формами ДЦП, но с сохранным интеллектом. Тогда они понимают абсолютно все и развиваются интеллектуально, как обычные дети.


Если дети запаздывают в интеллектуальном развитии, то мы с ними общаемся, как с детьми чуть младшего возраста. Все зависит от конкретного случая.


Повторимся, нарушение интеллектуального развития не связано с ДЦП. Поэтому каждая мама и любой человек может найти с любым ребенком общий язык: при помощи мимики, жестов и альтернативной коммуникации. Самое главное понять – что сейчас эту ребенку доступно, какой именно вид общения.


Важно помнить, что нас понимает абсолютно любой ребенок на своем уровне. Поэтому найдите этот уровень и стройте беседу!

Отвечала директор Елизаветинского сада Татьяна Шевченко.