Установление коммуникации

  • автор:

Коммуникация – это сложный процесс, требующий множества навыков. Речь – только один из многих способов обмена сообщениями. Для передачи информации используются зрительный контакт, движения глаз, мимика, жесты, положение тела. Все наше поведение пронизано коммуникацией. Мы протягиваем руки, чтобы обнять кого-то, резко выходим из комнаты, хлопнув дверью, смеемся, плачем – все это примеры того, как мы используем поведение для общения.

Когда мы говорим о развитии коммуникации, необходимо в первую очередь позаботиться о том, чтобы действия ребенка влияли на поведение взрослых. Воспитанник должен понимать, что его сигналы (вокализации, мимика, движения тела, жесты) замечаются, вызывают ответную реакцию ухаживающего взрослого и становятся средством воздействия на окружающую ситуацию. Еще до начала целенаправленной коммуникации должен запуститься механизм, который, с точки зрения ребенка, можно описать как: «Мне плохо – я плачу – взрослый замечает меня и помогает мне».

Для успешного овладения коммуникацией необходимы стабильные ответы на знаки ребенка и побуждение его к проявлению своих потребностей доступными ему способами.

Именно поэтому для развития коммуникативных возможностей ребенка необходимо использовать любую ситуацию контакта взрослого с воспитанником. Если возможности детей сильно ограничены, необходимо особенно внимательно относиться к таким не всегда очевидным проявлениям, как изменение дыхания, частоты сердцебиений, тремор, потливость, повышение мышечного тонуса, замирание, появление «мурашек» на коже и т.п. Они могут нам помочь понять реакцию ребенка и его отношение к происходящему.

Известно, что все мы лучше учимся, когда мы заинтересованы и мотивированы. Такие ситуации часто возникают абсолютно незапланированно, когда ребенок увлекается определенным предметом или идеей. Важно заметить эти моменты и постараться их максимально использовать. Если ребенок заинтересовался чем-то, смотрит на предмет, его необходимо назвать, дать потрогать, исследовать поближе.

Важным условием обучения является наличие спокойной доброжелательной обстановки, со знакомыми, безопасными взрослыми. Поэтому необходимо создать вокруг ребенка стабильный круг знакомых людей.

Через установление эмоционального контакта со значимым взрослым, ребенок научится проявлять эмоции, затем вступать во взаимодействие с большим количеством людей – сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками.

Фото: Анна Гальперина, miloserdie.ru

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и мог развиваться, он должен понимать, что и когда с ним будет происходить. Все действия взрослого, занятого уходом или проводящего занятия с детьми, должны быть озвучены: ребенку нужно объяснять, что с ним происходит в данный момент, какие действия планируются в дальнейшем. Даже если требуется просто поменять памперс, вытереть нос, поправить волосы или очки, переложить на другое место или перевернуть, необходимо сообщить ребенку об этом, а при нарушении зрения еще и дотронуться до того места на теле, где будет совершена манипуляция. 

Предупреждение ребенка о том, какое событие сейчас будет происходить, может звучать так: «Сейчас я посажу тебя в коляску», «Сейчас будем мыться». Взрослый комментирует все, что он делает с ребенком: «Снимаем свитер: достаем одну руку, голову, другую руку». Это необходимо даже для ребенка, который предположительно не понимает обращенную речь.

По возможности необходимо соблюдать постоянную последовательность действий, использовать одни и те же знаки для каждого этапа или события. Особым образом стоит обозначить начало процесса и его окончание. Тем самым создается предсказуемость событий. В дальнейшем для облегчения понимания более длинных последовательностей можно использовать расписания из предметов, фотографий или символов

Основные правила общения с детьми, в том числе с ТМНР

1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.

Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Это очень важный момент, который часто не учитывается при общении с детьми. Ребенок не услышит вас, если он в это время чем-то занят: играет, ест (жует), ходит в туалет, занят аутостимуляцией. Во всех этих ситуациях ребенок поглощен другим процессом и не сможет воспринять ваше обращение. Готовность услышать обычно выражается невербально (сосредоточение взгляда, замирание, изменение общего тонуса и т.д.).

2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.

Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы ваше лицо оказалось в поле его зрения. Если ребенку требуется приложить слишком много усилий для того чтобы найти собеседника, то очень быстро он устанет, интерес к общению угаснет.

3. Постарайтесь говорить мало и не быстро. 

Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо говорить четко, ясно, коротко и простыми словами. Вместо: «А теперь уже половина двенадцатого, на улице хорошая погода, пожалуй, сейчас мы будем гулять», скажите просто: «Идем гулять». Обилие слов превращает речь в «шум», на который дети быстро перестают обращать внимание. Об- легчает понимание хорошо артикулированная, лаконичная фраза, которую можно сопровождать одним-двумя жестами. Так фразу: «Идем гулять» может сопровождать жест «Гулять», а фразу: «Пора обедать» – жест «Еда»

 

 

4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.

Общение – это обмен репликами. Не забывайте оставлять ребенку возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной). Важно не отвлекаться от собеседника в момент паузы, а заинтересованно ждать ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же. Вероятно, вначале это будут не слова, а вокализация, жест, взгляд или изменение тонуса.

Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным способом, обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.

5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.

Общение – это способ повлиять на окружающее, поэтому так важно дать ребенку то, что он просит, или не делать с ним того, от чего он отказался. Без соблюдения этого правила у ребенка не формируется или пропадает мотивация для ответа. Некоторые воздействия и манипуляции необходимо сделать независимо от желания. Например, выпить горькое лекарство во время болезни. В этом случае необходимо просто предупредить ребенка о том, что будет (сообщить о необходимости), после процедуры посочувствовать и похвалить за мужество и преодоление трудностей.

6. Важно не забывать обращаться к ребенку по имени!

Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся, Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все они могут показаться ему разными именами. Выберите один-два удобных для вас варианта. Все взрослые, общающиеся с

ребенком, должны обращаться к нему именно так.

Это основные правила общения, которые помогут выстроить взаимодействие и получить ответ, в том числе от детей в самом тяжелом состоянии. Не торопитесь и будьте внимательны к вашему собеседнику, и у вас все получится!

Источник: «Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой