Учитывайте реакцию на действия.

  • автор:

Для воспитания важнейшее условие – дать понять, что за действием идет следствие. И начинать стоит с самого раннего возраста – сначала мы даем понять, что «ты потрогал погремушку и услышал звук», а затем и все остальное.

Одно из основных правил обучения — то, что реакции на различные действия важны для поддержания или изменения поведения индивидуума.

Реакция — это действие, которое следует за другим действием и является результатом предыдущего.

 Следствия различных действий могут быть очень важны для усиления или ослабления специфического поведения. Проще говоря, когда ребенок делает что-нибудь, за чем следует желаемое или интересное действие, он с большей вероятностью повторит эти действия. Например, если ребенок тянет веревку, привязанную к мобилю, и тот движется, он скорее потянет за веревку, чем если бы за его действием не следовало бы никакого эффекта.

Подобно этому, скорее всего, реже будет повторяться действие, за которым последовало событие, неприятное или дающее негативный опыт, или вообще не влекущее за собой изменения окружающего ребенка мира. Этот принцип лежит в основе утверждения, что некоторые модели поведения можно изменить, не обращая на них внимания, или слегка поругав ребенка, или уведя ребенка из заинтересовавшего его места на некоторое время. Например, если ребенка удалять от других детей на 2 минуты каждый раз, как он пытается укусить, очень вероятно, что он будет меньше кусаться или совсем перестанет так себя вести.

ЭФФЕКТИВНО ПОЛЬЗУЙТЕСЬ РЕАКЦИЯМИ НА ДЕЙСТВИЯ

 

Обучение ребенка с помощью реакций на различные действия кажется простым и является таковым на самом деле. Однако, если вы хотите эффективно использовать свои реакции, необходимо помнить некоторые важные правила.

Естественные реакции на действия ребенка — самый эффективный способ для обучения его возможности привносить изменения в окружающий мир.

Это особенно верно для маленьких детей или для детей, находящихся на низком уровне развития. Подумайте о разнице между ребенком, который приводит мобиль в движение, потянув за веревку, и ребенком, который получает конфету за то, что складывает два кубика. Оба ребенка могут повторять эти действия и, таким образом, научиться им. Однако первый ребенок научился влиять на окружающие его предметы, на свое физическое окружение (т. е. двигать мобиль) и не только повторит это действие, но и будет теперь экспериментировать с другими предметами. Второй ребенок научился завершать задание, чтобы получить конфету от взрослого, и может в дальнейшем не проявлять интереса к этому действию или другим предметам, если рядом нет взрослого, который бы его за это поощрил.

Чем серьезнее нарушение у ребенка, тем больше обучающих ситуаций должен создавать для него взрослый таким образом, чтобы при взаимодействии ребенка с окружающим миром происходило интересное или желаемое событие. Например, если ребенок имеет выраженные двигательные ограничения, необходимо выбирать игрушки, действующие при его минимальном движении, или можно установить специальные электронные переключатели, которые требуют минимального воздействия для включения игрушки.

Источник: cтатья написана с использованием книги «Программа «Каролина».