Процесс одевания и раздевания

  • автор:

 Процесс одевания / раздевания можно использовать для развития у подопечного:

• навыков самообслуживания;
• представлений о схеме тела;
• мелкой и крупной моторики;
• коммуникативных навыков;
• расширения представлений об устройстве окружающего мира (сезонности, разнообразие социальных ситуаций и т.д.)

Фото: Анна Гальперина, miloserdie.ru

Научиться раздеваться обычно легче, чем одеваться, поэтому обучение стоит начать с раздевания.

Процесс переодевания должен включать следующее:

1. Организация удобного для ребенка и взрослого места переодевания;
2. Подбор оптимальной позы для переодевания с учетом индивидуальных особенностей ребенка: если подопечный умеет стоять и/или удерживать позу сидя, необходимо использовать данный навык;
3. Поддержания визуального контакта с подопечным в ходе всего процесса;
4. Комментирование событий, которые происходят с ребенком;
5. Подбор легко надеваемой одежды и обуви – из эластичных тянущихся материалов, с вставленными резинками на поясе, с тянущейся или широкой горловиной, с липучками в качестве застежек;
6. Предоставление выбора одежды ребенку;
7. Активное вовлечение ребенка в процесс переодевания просьбами подать руку или ногу, наклонить голову, повернуться на бок и т.д., после завершения процесса можно вместе с ребенком убрать его грязные вещи в корзину для белья;
8. Обучение ребенка навыкам самостоятельного одевания и раздевания по принципу от простого к сложному. Дети с двигательными нарушениями могут выполнять часть действий в пассивно-активной форме «рука в руке» вместе со взрослым, что является хорошим упражнением для осознания детьми схемы тела;
9. Постоянная последовательность действий при переодевании (сначала продеваем голову в горловину, потом – руки в рукава; сначала надеваем колготки, потом штаны и только после них – ботинки) и использование зрительных опор для формирования целостного навыка из отдельных освоенных элементов. В случае неочевидной последовательности (что сначала надевать – шапку или ботинки?) следует выбрать какой-то один вариант и придерживаться его всем взрослым, помогающим ребенку одеться.

Важно сохранять очевидную последовательность в одевании, чтобы выработать целостный навык у ребенка.

Источник: «Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой