Ведение записей в течение двух недель.
Если вы решили научить ребенка к туалету, то вам пригодится копия таблицы «Дневника туалета». Наверху следует вписать дни недели и повесить таблицу на заметное вам место.
В графе «Штаны» (Ш) вам необходимо каждый час отмечать состояние штанишек ребенка. В этом поможет будильник и условные обозначения: С – сухо, М – ребенок пописал, Ст – стул, М/ст – и то, и другое.
Конечно, если у вас есть подозрения, что ребенок сходил в туалет раньше, чем через час, вы можете пометить это в дневнике соответствующим временем.
Графа «Туалет» (Т) понадобится вам, если вы водите ребенка в туалет. Помните, что не надо высаживать ребенка в туалет, если вы не делали этого раньше.
Ведение записей не будет отнимать много времени, главное помнить о них. Это самая важная часть программы. Попробуйте ее на практике и убедитесь сами.
В вашей семье время может быть разбито на другие промежутки времени. Но разметка не должна превышать одного часа. Ведите записи 2 недели. На протяжении всего периода у вас не будет неудач или успехов, вы будете лишь изучать график ребенка, чтобы в будущем составить расписание, который пригодится вам на практике.
Возможно, вам придется передать полученные записи няням, воспитателям, другим членам семьи, чтобы ведение было непрерывно. Подробно объясните всем участникам, что от них требуется. Руководитель данной программы – вы.
С чего начать обучение?
Если вы учите ребенка умениям в первый раз, то начинать следует со стула. Но если ребенок уже ходит по большому всегда в туалет и по записям видно, что промежуток между мочеиспусканием 1,5 часа, тогда он готов учиться пользоваться туалетом «по-маленькому».
Некоторых детей родители учат ходить в туалет по-маленькому, а не по большому. Если у вас так, то займитесь большими делами.
Начинать со стула лучше, так как он реже и происходит более систематически. В течение дня вы будете меньше ходить в туалет и высаживать ребенка. Сигналы того, что ребенок хочет по большому легко распознать (затихает, краснеет, приседает на корточки, напрягается), а, следовательно, выше вероятность успеха.
После того, как ребенок научился ходить по большому в туалет, ему проще учиться малым делам. Как только закончится двухнедельный срок ведения записей для определения графика, нужно будет принять решения, чему вы будете обучать вначале. Дальше создается расписание походов в туалет.
Составляем расписание.
Посмотрите в дневник и выделите все графы с Ст. Посчитайте в какое время стул был чаще всего. При регулярном и легко определяемом графике составить расписание легче. За 15 минут до момента стула высаживайте ребенка на туалет.
Если у вашего ребенка утром стул бывает только один раз и, высадив его в положенное время, вы убедитесь, что он сделал большие дела, не нужно тащить его в туалет до обеда второй раз. Если же он ничего не сделает, вам придется высадить его еще раз. Если и во второй раз у него не будет стула и в промежутках между проверками его штаны не запачкаются, его нужно будет высадить тогда, когда, в соответствии с вашим расписанием, придет время следующего похода в туалет.
На основании двухнедельных наблюдений вы сможете сделать заключение, похожее на: «У ребенка стул обычно в 10 часов, если этого нет в 10, то чаще всего он происходит между 11 и 12 часами. Иногда бывает стул во второй раз в промежутке между 17 и 18 часами». Благодаря графику вы сможете легко выстроить расписание.
Если у ребенка нет регулярного графика, то его следует высаживать за 15 минут до первой записи о наличии стула. После этого высаживайте его каждые два часа. Если стул происходит раз в день, то после успешного выполнения своего дела, сажать его на туалет в этот день не нужно.
Сейчас вам нужно определить 2-4 наиболее подходящих времени, когда вы будете учить его ходить в туалет. Запишите это время.
Придерживайтесь расписания одну неделю, а после корректируйте. Например, если ребенок ходит в туалет спустя 25 минут после высаживания, то поставьте в расписание такое время, где вы посадите его в туалет за 15 минут. Корректировать расписание следует только спустя неделю. Не меняйте расписание только потому, что у ребенка был стул в течение 1-2 дней в другое время.
Основная причина неудачи родителей при обучении ребенка умению пользоваться туалетом – несерьезное отношение к составлению хорошего расписания и не следование ему.
Данную программу описывать легче, чем применять в жизни. Заниматься по ней достаточно сложно: необходимо помнить о дневнике, расписании, каждый день водить ребенка в туалет по нескольку раз, часто менять подгузники.
Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается.
Источник: Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам»