Достаточно сложно учить ребенка пользоваться туалетом. Невозможно пропустить какие-то шаги, да и дело это не очень увлекательное. Главное – ваша решимость и систематическое проведение процедур, описанных в данной статье.
Что требуется, чтобы ребенок научился пользоваться туалетом?
Обычно мы представляем себе это, как сухие и чистые штанишки, но на самом деле ребенку требуется освоить достаточно много дополнительных навыков, таких как:
Возможно, некоторые вещи уже освоены вашим ребенком. Это значит, что при работе по заданной программе, нужно давать ему самостоятельно выполнять некоторые из этих действий. А может быть, напротив, ничего из вышеперечисленного ребенок не умеет. Не стоит паниковать. Данная статья поможет вам найти подход к ребенку.
Если говорить о детях с ДЦП, то достаточно первых двух пунктов и сообщения о своем желании сходить в туалет, чтобы облегчить жизнь родителям.
Первая задача, которой мы обучим ребенка – делать свои дела в унитаз. Вначале приходится большинство действий выполнять за него, а через некоторое время ребенка можно учить остальным навыкам. Шаг за шагом.
Готовность вашего ребенка учиться пользованию туалетом можно по его следующим текущим навыкам:
- ребенок уже умеет выполнять простые указания («Посмотри на меня, Саша»),
- в состоянии сидеть на стуле 5 минут,
- умеет сдерживаться между двумя высаживаниями как минимум в течение полутора часов (данный навык необходимо осваивать до обучения писать в туалете).
В случае, если чего-то из вышеперечисленного ваш ребенок делать не умеет, следует его сначала научить этим навыкам.
Примите решение.
Даже если вы ранее учили ребенка ходить в туалет неудачно, важно прямо сейчас принять решение, чтобы освоить предлагаемый подход и следовать ему. Он потребует от вас усилий, целеустремленности и терпения. Многие родители, попробовавшие такой подход сказали бы вам, что все это было не зря.
Никто за вас не научит ребенка пользоваться туалетом. Это круглосуточная работа.
Но стоит заручиться поддержкой других участников, кто контактирует с вашим ребенком: няни, остальные члены семьи, воспитатели.
Опыт родителей, использовавших данную программу:
Мама Машеньки: «Мы недостаточно хорошо осознаем, насколько медленным и постепенным бывает процесс обучения умению пользоваться туалетом, как много бывает откатов назад. Иногда кажется, что вы просто стоите на месте, и вам так легко сказать себе: «Все, хватит!»
Мама Светы, когда вспоминала трудности во время обучения по поводу ведения дневника и делилась с родителями: «Я страшно боялась цифр, но со временем даже подружилась с ними. Ведение записей представляется гораздо более трудной задачей, чем оказывается на практике… и, кроме того, без них просто невозможно ничего добиться».
Папа Игоря: «Мы делали это вместе — для Игоря и для себя. Мы просто обязаны были заставить программу заработать».
Ведение записей.
Дневник наблюдений.
Самый первый и важный шаг – определить график мочеиспускания и стула, который покажет, в какие часы в течение дня ребенок с наибольшей вероятностью ходит в туалет.
Для того, чтобы его определить необходимо вести письменные наблюдения на протяжении двух недель. Необходимо помечать время мочеиспускания и время стула. Только через 2 недели вы сможете приступить к занятиям.
Итак, что делать в течение 2 недель.
Относитесь к справлению естественных нужд ребенка так же, как раньше. Не стоит высаживать его на горшок или унитаз, если до этого так не делали. В случае, если вы его высаживали, запишите в дневник, сходил ли ребенок туалет или нет.
Как только ребенок проснулся, проверьте подгузники.
Каждый последующий час, пока ребенок не ляжет спать проверяйте его подгузники, напротив каждого часа ставьте отметку, сходил ли ребенок в туалет или нет, что именно это было: мочеиспускание или стул.
Каждый раз, когда ребенок испачкал или промочил подгузник, меняйте его. Так легче будет через час определить его сухость, да и ребенок начнет привыкать оставаться сухим.
Во второй части мы опишем ведение записей и предложим таблицу туалета.
Источник: Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам»