Елизаветинский сад

Правила игры: как правильно играть с ребенком с ДЦП

Через игру у малыша развиваются память, внимание, мышление, воображение, эмоции, крупная и мелкая моторика. Кроме того, в ходе игры развиваются физические возможности ребенка.

Игра – увлекательнейшее освоение окружающего мира. Если задача интересна для малыша и нравится ему, он будет выполнять ее активно и охотно. Если же занятие скучное или успело надоесть, или слишком трудное, то оно воспринимается как тяжелая работа, и для того, чтобы выполнить его, ребенку потребуется самодисциплина, или придется его заставлять, или пообещать какое-то вознаграждение.

Игра для детей с ДЦП – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики.  Однако такой ребенок может развиваться медленнее в силу двигательных нарушений, которые зависят от формы и тяжести церебрального паралича, а также снижения зрения и трудностей в обучении.

Прежде чем мы перейдем к играм, хотелось бы оговорить некоторые правила:

1. Спросите своего ребенка, готов ли он в настоящее время с вами играть. Если ребенок не может вам ответить с помощью речи, то можно подготовить для него карточки «Да/Нет», либо коммуникатор с кнопками «Да/Нет». Внимательно наблюдайте за сигналами ребенка, он может ответить на ваш вопрос телом (например, улыбнуться или махнуть рукой).

У нас в саду произошла такая история. К нам на целый день пришла девушка-журналист, она собирала материалы для статьи о нашем садике. В конце рабочего дня гостья захотела поиграть с одним из наших подопечных. Она подошла к ребенку и «завела» игру. Ребенок, насколько было ему возможно, стал «уезжать» от девушки. Она спрашивает меня, почему малыш от нее убегает. Я посоветовала ей спросить у Гриши, хочет ли он сейчас играть с ней. На вопрос девушки, мальчик ответил, что нет.

2. Дайте на выбор ребенку две или несколько игр (игрушек). Можно сделать также карточки с изображением игрушек или игр. Детям с ТМНР (тяжелые множественные нарушения в развитии) предлагайте не больше двух вариантов. Как только он выберет одну игрушку, вторую сразу уберите. Устраните все отвлекающие моменты – телевизор, домашних животных.

3. Учитывайте предпочтения ребенка, играйте в те игры и игрушки, которые он выбрал.

4. Следите за тем, чтобы у ребенка было устойчивое положение тела и надежная опора, чтобы он мог, насколько это возможно, зафиксировать положение рук и кистей.

5.  Подбирайте игрушки, которые соответствуют уровню интеллектуального и физического развития ребенка. Размер игрушки должен позволять малышу удерживать ее.

Например, ребенку с гиперкинетической формой церебрального паралича, у которого постоянно возникают непроизвольные движения и периодические спазмы мышц, нужен тяжелый мяч – движения такого ребенка неорганизованные и неуклюжие, и обычный мячик будет постоянно «убегать» от него.

При спастической форме церебрального паралича ситуация совсем иная – малыш удерживает предметы, очень крепко сжимая их в руке, поэтому поднимать и бросать тяжелый мяч ему будет крайне трудно, а значит для него лучше подойдет небольшой твердый мячик. 

Как ребенок с двигательными нарушениями может узнать о свойствах шарообразных предметов и кубиков: а – ребенку дали шарики, чтобы он их рассматривал, ощупывал и т. д.; б – добавили шарики с разными свойствами – мягкий, из твердого дерева, резиновый и т. д.; в – ребенок извлекает звук – бросает шарики в какую-то емкость; г – к шарикам добавлен кубик, что позволяет малышу осознать различие форм на ощупь и по другим свойствам – кубик не может катиться; д – шарики убрали, добавили больше кубиков – ребенок строит башни, мостики и т. д.; е – играя с шариками и кубиками, ребенок ищет способы использовать их одновременно: делает горку из кубиков и пускает с нее шарики, бросает шарики с башни из кубиков и т. д.

6. Позволяйте ребенку самому исследовать, самому выбрать темп и инициировать игру, вмешивайтесь и помогайте только при необходимости.

7.  Давайте простые указания, используйте короткие предложения.

8.  Следите за тем, чтобы ребенок не переутомился во время игры.

9. Дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.

Играя с ребенком, помните, что главное – его интерес и любознательность, его стремление разрешить задачи, которые игрушки ставят перед ним, а отнюдь не успешность выполнения задачи.

Статью подготовила психолог Елизаветинского детского сада Маргарита Станиславовна Трунова.При подготовке статьи использовалась книга Нэнси Р. Финни «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие». М., Теревинф, 2009.