Елизаветинский сад

Порядок обжалования заключений ПМПК

Стоит ли представлять на ПМПК только те заключения, которые кажутся нам необъективными и описывают только сложности ребенка, не раскрывая его способностей и возможностей. В такой ситуации целесообразно представить и альтернативные заключения, в том числе и от специалистов негосударственных организаций. Не надо верить словам о том, что заключения негосударственных организаций не принимаются во внимание.

В том случае, если возникнет необходимость обжалования заключения ПМПК, важно представить информацию о том, что есть разные мнения специалистов и эти мнения были представлены на ПМПК.

Если мы не согласны с заключением ПМПК, мы должны его обжаловать. Обжаловать заключение ПМПК необходимо, если рекомендации ПМПК по мнению родителей не соответствуют интересам ребенка. Однако целесообразно, чтобы мнение родителей было поддержано специалистами.

Без поддержки специалистов обосновать свою позицию родителям будет крайне сложно, но это вовсе не означает, что невозможно.

Если родители решили не следовать рекомендациям ПМПК и обучать ребенка без создания специальных условий (в обычном классе обычной школы без представления заключения ПМПК), то необходимо знать о том, что в школе (детском саду) так или иначе могут возникнуть проблемы с обучением, которые необходимо будет решать. В зависимости от ситуации важно взвесить возможности решения проблем без поддержки ПМПК (как родители смогут выстраивать отношения со школой, педагогами, получать от них помощь) или все-таки целесообразно обжаловать заключение ПМПК для того, чтобы ее рекомендации были приближены к тем условиям обучения ребенка, которые рекомендуют другие специалисты и планируют родители.

Обжаловать заключение можно в вышестоящую ПМПК или в орган управления образованием6.

Если жалоба была рассмотрена не в нашу пользу, то заключение ПМПК может быть обжаловано в суде.

Важно — родители имеют право (ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ»):

—        получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

—        присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Родители также имеют право (п. 25 Положения о психолого-медико- педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082):

—        присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

—        получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

—        в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию (ЦПМПК).

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Ситуации, в которых родителей ставят в известность о том, что ребенок прошел психолого-педагогическое обследование (кем бы то ни было), а они об этом узнали только из этого сообщения, свидетельствуют о нарушении законодательства. Родителей должны известить о том, что планируется обследование. Они должны дать на это обследование письменное согласие. Часто в школах при оформлении документов для приема в них родителей просят подписать разные документы. Обратите особое внимание на них! В документах может скрываться «согласие на обследование» разными специалистами, в том числе ПМПК. Родители вправе дать такое согласие «на все случаи жизни» и оговорить обязательное предварительное уведомление о планируемом обследовании. Они вправе также не давать согласие на будущее, пояснив, что готовы рассматривать вопрос по факту уведомления о том, что возможно проведение ПМПК в конкретные даты. Обследование ребенка ПМПК (даже в помещениях школы, детского сада) проводится по отдельному письменному заявлению родителей или с их отдельного письменного согласия.

И еще несколько важных фактов:

1.         Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

2.         Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

3.         Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

4.         При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

5.         Территориальная комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.

6.         В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в кото- ром указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

7.         В случае необходимости проведения дополнительных обследований, они могут быть перенесены на другой день.

8.         В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

— обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

— рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

9.         Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей с участием родителей.

10.       Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

11.       В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

12.       Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

В случае, если вам отказывают в выдаче заключения ПМПК (изредка такое еще случается), следует обратиться к руководителю ПМПК с заявлением о предоставлении письменного заключения ПМПК7.

Итак, заключение ПМПК должно давать ответ на вопрос, чему, как и в каких условиях ребенок должен обучаться. Конкретное место воспитания и обучения выбирает семья или орган опеки (в отношении детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей), соотнося услуги и условия их предоставления в различных организациях (образования, социального обслуживания) с рекомендациями ПМПК и интересами ребенка. Рекомендации в заключении ПМПК относительно специальных условий получения образования и воспитания являются требованиями к организации, в кото- рой должен воспитываться и обучаться ребенок, и, соответствие которым оценивается при выборе места воспитания и обучения ребенка.

Выбор места воспитания и обучения детей, проживающих в семье, — это право и обязанность родителей!

Выбор места воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — право и обязанность организации, в которую они помещены под надзор, и органа опеки и попечительства.

Помощь в выборе места воспитания и обучения оказывают органы образования, руководствуясь заключением ПМПК.

В компетенцию ПМПК не включено определение места воспитания и обучения ребенка (вид или тип организации, конкретная организация).