Елизаветинский сад

Поощрение ребенка в процессе обучения

Важный момент в жизни ребенка – знать, что он делает все правильно и что мама довольна. Зачем ему учиться новому, если у него нет мотивации? Ваше серьезное намерение обучить ребенка определенному навыку может показаться ему неадекватным, это же так трудно! Поэтому необходимо придумывать и искать дополнительный стимул.

Человек быстрее повторит какие-то действие, которые поощряют и одобряют. Поэтому важно хвалить ребенка, давая ему обратную связь, что он двигается в нужном вам направлении. Если вы будете поощрять ребенка, то процесс обучения станет для него позитивным и комфортным занятием.

Во процессе обучения можно разделить поведение детей на 4 типа:

  • Ребенок не вовлечен в занятия, смотрит в другую сторону, не обращает на вас никакого внимания.
  • Ребенок не делает то, что нужно или же выражает свой протест по отношению к обучению.
  • Ребенок изо всех сил старается, но у него не все получается выполнить
  • Ребенок выполняет задание полностью

Два последних типа – хорошее, желательное поведение, которое необходимо сразу поощрять, как только ребенок себя проявил.

Какие виды поощрений бывают?

Для ребенка одной из главных вещей, которые касаются взаимоотношений с родителями, является внимание. Его можно выразить разными способами: поаплодировать во время какого-либо успешного действия, улыбнуться, обнять, приободрить, похвалить. Все это дает понять ребенку, что у него отлично получается.

Такую модель поведения ребенок будет ждать и стараться, потому что она очень приятна для него. С другой стороны, ребенок может делать что-то, что вам не нравиться, чтобы привлечь ваше внимание. Это тоже стоит учитывать.

Лакомства – важное поощрение, которое используют достаточно часто, потому что некоторым детям похвала непонятна или недостаточна. Если вы будете давать ребенку то, что он любит, он сразу запомнит такие моменты.

Важно поощрять лишь желательное поведение, как бы не хотелось успокоить ребенка, когда он плачет, например. Иначе он запомнит этот момент и может его использовать в будущем для получения любимого лакомства.

Еще один вид поощрения – любимые занятия. Можно сказать: «Давай сначала сделаем вот это дело, а затем посмотрим мультики или почитаем книгу».

Помните, ребенку легче обучаться, когда вы его поощряете, хвалите за победы.

Возможно даже завести дневник успехов ребенка с его задачами на день, а в конце дня выдавать ему фишку/жетончик или что-то еще, что он очень любит. Это отлично мотивирует.

ВАЖНО: При отсутствии сформированных причинно-следственных связей – система поощрений не работает!

Источник:  Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам»