Одевание и гигиенический уход. Общие принципы.

  • автор:

Уход за ребенком, такой как переодевание, купание, умывание и чистка зубов, причесывание и т.д., связан со значительным вмешательством в личное пространство ребенка, взаимодействием с его телом. Поэтому особенно важно находиться в партнерских отношениях с ребенком: вместе с ним и помогая ему (в случаях, когда он чего-то не может) осуществлять определенные действия.

Дети с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития) часто имеют опыт отношения к себе, к своему телу, как к некоторому объекту – объекту медицинских манипуляций, действий специалистов по ЛФК и массажу.

Вследствие такого отношения – ребенок не направляет свое внимание на те действия, которые происходят в данный момент с его телом. В результате может нарастать спастика, усиливаться гиперкинезы, возникать телесные страхи, не формироваться самостоятельные действия.

Что может помочь установить партнерские отношения в процессе формирования навыков повседневной активности?

1. Необходимо учитывать индивидуальный темп восприятия информации и темп собственных действий каждого ребенка. Очень важный шаг – ожидание. Например, взрослый говорит «будем есть суп», показывает соответствующий жест и подносит ко рту ребенка ложку с едой. Дальше он делает паузу, предоставляя ребенку время для восприятия, настройки и ответа.
2. Следует соблюдать основные правила общения с ребенком, поддерживать зрительный и тактильный (если ребенок слабовидящий) контакт, чаще обращаться по имени.
3. Важно подобрать позу, в которой спастичность минимальна и не возникают неконтролируемые движения. При этом мы ориентируемся на активную сторону
(рука, нога) и подключаем противоположную сторону в процессе деятельности.
4. Перед началом деятельности стоит привлечь внимание ребенка к предметам, которые в ней используются, и к их расположению относительно ребенка. Это поможет ему быстрее сориентироваться в ситуации и освоить навык.
5. Информировать ребенка о том, что происходит, нужно доступными для него способами. Можно использовать устную речь, жесты, предметы-символы, фотографии, картинки, знаки на теле. На картинке изображено предметное расписание.

6. Ориентировка во времени и последовательности событий обеспечивается наличием зрительных опор (для детей с проблемами зрения – тактильных опор). Это может быть, например, разложенная по порядку одежда или соответствующие карточки – внутри деятельности «одевание». Сначала взрослый помогает ребенку сосредоточить внимание «здесь и сейчас», обозначая действие, которое в данный момент происходит. Затем можно объединить сообщения про два последовательных действия (таким образом формируются понятия «сначала» и «потом»). На следующих этапах взрослый учит удерживать в фокусе внимания уже цепочку действий, используя расписание из предметов-символов или картинок.

7. В начале освоения конкретного навыка мы разбиваем его на последовательные шаги и предлагаем ребенку постепенно осваивать их «от конца к началу», от самого простого, доступного и понятного шага к более сложному.
8. Внимательно наблюдаем за ребенком, за его возможностями, выделяем те действия, которые он может самостоятельно совершить. Предлагаем каждый раз их осуществлять самостоятельно. Взрослый свою помощь уменьшает последовательно, по мере освоения ребенком каждого маленького действия.
9. Предлагаемые материалы должны быть легки в обращении для ребенка (одежда, удобная для захвата; ложка соответствующего размера, формы, изгиба и наклона с необходимой толщиной ручки и т.п.). Сейчас существует довольно много информации о разных приспособлениях, помогающих в быту людям с ТМНР. Время и место: время должно быть специально выделено для освоения навыка, недопустима спешка; место должно быть подходящим – с точки зрения свободного пространства и отсутствия отвлекающих факторов.
10. Помогающий внимательно отслеживает знаки и сигналы ребенка, и если он устал и нуждается в паузе, предоставляет ее, объясняя ребенку, чем вызван перерыв: «я вижу, что ты устал, давай немного отдохнем и продолжим, когда ты будешь готов».

Источник: «Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой