Образование для детей с особенностями. Миф или реальность?
Ребенок с инвалидностью должен интегрироваться в общество с самого рождения, должен ходить в детский сад и школу, получать профессиональное образование.
Когда наши подопечные дети заканчивают Елизаветинский сад, мы сталкиваемся с вопросами: куда передавать наши семьи, как помочь подготовить ребенка к прохождению ПМПК, какую школу посоветовать выбрать, а может лучше согласиться на надомное обучение или организацию социального обслуживания?
Мы постараемся осветить основные моменты и дать ссылки на источники, которые помогут в решении проблем с образованием ребенка с особенностями развития.
Говоря о наших подопечных мы должны понимать, что это не просто дети с диагнозом ДЦП. ДЦП — весьма разнообразен по своим формам и наличию сопутствующих заболеваний. Поэтому, всё чаще мы привыкли употреблять для многих наших детей такой термин как ТМНР — тяжелые и множественные нарушения развития. К множественным нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более первичных нарушений, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющее отклонение в развитии.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Современный ребенок с ТМНР — это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.
До недавнего времени дети с ТМНР в нашей стране считались необучаемыми, в результате чего работа по созданию условий для их обучения практически не велась. Многие социальные и образовательные услуги сейчас для них недоступны, так как разрабатываются без достаточного учета их особых образовательных потребностей.
Умственная отсталость обучающихся, осложненная в той или иной форме нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, определяет их особые образовательные потребности.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР — это комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
В России обучается 481 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Из них 159 тыс. детей учится в инклюзивных классах общеобразовательных организаций, 110 тыс. — в отдельных классах, которые осуществляют образовательную деятельность по специальным адаптированным программам при общеобразовательных организациях, а 212 тыс. продолжают учиться в специальных учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями.
Почти половина родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, признались, что столкнулись с трудностями при устройстве ребенка в образовательную организацию, об этом свидетельствует опрос Общероссийского народного фронта. Каждый третий считает, что его ребенок не должен получать образование в условиях инклюзии. Основная трудность в обучении детей с инвалидностью — нехватка специалистов.
Так с чего следует начать свой путь родителям детей с особенностями развития, чтобы устроить ребенка в образовательную организацию?