Лучшие специалисты – это родители.

  • автор:

Ребенку с ДЦП особенно важно интегрироваться в общество, поэтому во время занятий его необходимо обучать практическим навыкам, учитывая при этом его возможности. Например, держать ложку в руке или умение дать знать, что хочется в туалет.

Если вы думаете, что специалистам проще научить этому ребенка, на самом деле вы заблуждаетесь.

Лучшие специалисты – родители, никто кроме вас не чувствует и не знает своего ребенка настолько хорошо.

Работа профессионалов заключается в том, чтобы структурировать подход к ребенку, поддержать то, что делается дома. Детей не только можно, но и нужно учить, а родители стали полноправными участниками этого обучения.

Как обучать ребенка

Вам нужно выбрать один определенный навык, который станет основной задачей на время. Подумайте, как проходит ваш день, что вы делаете на протяжении этого дня, запишите все действия. Оцените с точки зрения самообслуживания, что ребенок еще не освоил? Может быть держать предмет, выражать свои желания, снимать шапку или перчатки, доносить ложку до рта.

Затем посмотрите, какие навыки ваш ребенок хочет освоить. Если наблюдать, то это всегда проявляется: может быть он тянется к предметам, пытается что-то снять с себя или глазами указывает на туалет.

Дальше следует понять, какие навыки ваш ребенок готов освоить сейчас. Например, сидеть дети учатся раньше, чем ползать, а затем ходить. Подумайте, какие задачи уже выполняет ребенок, что он умеет и чему можно его научить дальше.

Посмотрите, что ребенок пытается делать или делает частично, а затем подумайте, какие навыки хотите сформировать у ребенка.

Маленькие шаги – залог успеха

Разбейте процесс формирования навыка на маленькие шаги. Чем меньше шаги, тем проще ребенку будет их усваивать. Возьмем, к примеру, мытье рук и разобьем его на части: открыть кран, взять мыло, намочить его и руки, намылить руки, положить мыло на место, вымыть руки под краном, вытереть руки. Для нас это очень просто, но если раньше ребенок никогда этого не делал, то ему сложно вспомнить последовательность действий.

В нашем саду над умывальником висит панно с карточками с последовательностью действий при мытье рук. Каждый раз, когда ребенок подходит к раковине, ему проще выполнять все пункты, которые перед глазами. Дети, которые не могут сделать это самостоятельно, показывают в какой последовательности взрослому нужно ему помочь. И для них это важно, именно так они контролируют процесс, проявляя самостоятельность.

Карточки следует озвучить короткими однозначными фразами, которые из раза в раз повторяются. Не стоит добавлять к фразам ничего нового.

Самое главное – постепенность и терпение. Переходить к освоению следующего шага стоит только после того, как ребенок уже освоил предыдущий шаг.

 

 

Источник:  Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам»