Елизаветинский сад

Ключи и подручные средства – отличные игрушки.

Во что играет ваш ребенок?

Почему робот ограничен, а ключи — отличная вещь.
Выбор игрушки исходит из двух вопросов – что продают в магазине и во что интересно играть ребенку.

Сначала про магазины. Я недавно хотела купить небольшой подарок для ребенка подруги, ему год и три месяца. Зашла я в магазин и растерялась. В магазине оказался огромный ассортимент игрушек, которые все делают сами, только нажми кнопку. Я представила себя ребенком с этой игрушкой. Я нажимаю и играет музыка, все шевелится, кнопочки горят, в общем, WOW -эффект на лицо. Нажимаю еще раз пять – мелодия уже запомнилась, все цвета лампочек я изучила, а что дальше? Мозг стремиться к конструированию, он хочет развить ситуацию, а набор действий ограничен. Ребенок начинает ломать игрушку, чтобы посмотреть, что еще можно сделать.
Сделаю существенную оговорку, которая относится ко второму вопросу, – во что интересно играть ребенку. Иногда, для ребенка нажать на кнопку и понять, что эффект от игрушки вызывает он сам – это большое достижение, и мы сами этому учим детей. Я сейчас не об этом.
Если возможности ребенка шире, и он может манипулировать предметом, брать его и удерживать, то набор игрушек с WOW-эффектом – это не самое полезное времяпрепровождение. Это как телевизор: мы нажимаем на пульт и нам показывают картинки, но в этот момент я не фантазирую, ничем не манипулирую, ничего не изобретаю.

Это не игра.

Теперь про ключи. Дети часто любят играть с бытовыми предметами — ключи, ботинки, ложки, кастрюли… Они ими стучат, пробуют, засовывают одно в другое, вот тут-то и происходит развитие творческого мышления. Ребенку интересно засунуть в бутылку карандаш, а потом достать. Интересно, проползая по коридору, обнаружить, что ботинки разные на вкус, запах, еще и шершавые, еще и он может их взять и унести, а мама такая бежит за ним.
Я не хочу сказать, что кастрюля полезнее робота в  процентах случаев. Важно, что их сопровождает. Как правило, робота мы включаем ребенку и сидим рядом или уходим. А с кастрюлей мы вместе постараемся разобраться. Мама помогает вертеть ее в руках, потому что она тяжеленькая, положить что-нибудь внутрь.
А лучше всего – изобрести новые игры из подручных материалов. В зависимости от задач развития ребенка на текущий период. Вы можете доставать салфетки откуда-то (я брала картонную трубку от бытовой фольги) – тут вам и внимание тренируется, и любимый щипковый захват, и двуручная деятельность. Класть в коробку из-под обуви каштаны или мелкие игрушки, закрывать, а потом открывать, удивляться, что все там и осталось и доставать – тренируем крупных захват кистью в разных положениях, постоянство предметов.
И самое важное – вы делаете все это вместе! Не ребенок играет сам (может и сам какое-то время, но не всё), и не вы играете, на все игрушки нажимаете, а он пассивен.
Лучшая игра – совместная!

Автор: Наташа Царева, консультант программы «Уверенное начало».

Источник: Уверенное начало.