При нарушении тактильного восприятия у ребенка нарушается формирование представлений о своем теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Нарушение тактильного восприятия может выражаться в гипер– или гипосензитивности. При этом могут формироваться страхи и нарушения поведения (в одних случаях ребенок не получает необходимой информации из окружающей среды и не может адекватно реагировать на происходящие вокруг события, в других, наоборот, любое воздействие оказывается для него слишком сильным, непереносимым). И в том, и в другом случае ребенок может демонстрировать как повышенную активность (он стремится получить необходимую сенсорную информацию или, наоборот, избежать воздействия), так и инактивность, пассивность (не реагирует на те стимулы, которых не чувствует, например, прикосновение к горячему чайнику, или, наоборот, боится двигаться, чтобы не удариться, не прикоснуться к неприятным для него объектам).
Несмотря на заметные различия между гипер– и гипосензитивностью, работа по их преодолению имеет общие черты. Так, основной задачей мы ставим расширение сенсорного опыта ребенка.
1. Игра с ветерком
Эта игра помогает малышу осознавать наличие у него различных частей тела.
• Нежно подуйте на ладони вашего ребенка. Дуйте и при этом приговаривайте нараспев: «Вот твои ладошки».
• После этого поцелуйте ладошки.
• Подуйте на другие части тела. Большинство детей очень любят, когда им дуют на локти, пальцы рук и ног, шею и щеки.
Старайтесь разнообразить ощущения вашего ребенка: это поможет ему в осознании самого себя и окружающего мира.
• Попробуйте тереть о ладошки малыша различные ткани. Для начала отлично подойдут атлас, шерсть и махровая ткань.
• Дайте своему ребенку возможность почувствовать разнообразные запахи. Выходите на улицу и нюхайте цветы. Понюхайте спелый апельсин.
Внимание! Будьте осторожны и не перестарайтесь. Внимательно следите за признаками усталости.
2. Хлоп, хлоп, хлоп
• Попробуйте поиграть в такие похлопывания с малышом.
• Указательным и средним пальцами нежно похлопывайте его по разным частям тела, каждый раз называя каждую из них.
• Используйте этот стишок в качестве подсказки:
Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша.
Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша. (Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его щечки.)
• Повторяйте это маленькое стихотворение, дотрагиваясь до различных частей тела.
• Измените игру. Возьмите в свою руку детские пальчики и дотрагивайтесь ими до своего тела.
3. Пальчики
• Повторяйте стишок, по очереди дотрагиваясь до детских пальчиков.
• На последней строчке помашите ручкой малыша:
Пальчик, пальчик,
Покажись!
– Вот он я. –
Улыбнись.
4. Резиновые игрушки
Резиновые игрушки – замечательная забава для маленьких детей, поскольку их легко сдавливать, что крайне нравится малышам. Ваш ребенок развивает простые двигательные навыки, сдавливая и сжимая различные предметы.
• Если ему еще тяжело сделать это самому, положите свои руки поверх его и помогите сдавить игрушку. Как только он поймет, что нужно делать, то сможет нажимать на игрушку самостоятельно.
Вот смешное стихотворение, которое вы можете проговаривать, сжимая игрушку:
Вот игрушка, вот лягушка,
Вот зеленая квакушка.
Не полушка и не плюшка,
А зеленая квакушка.
5. Моем игрушку
Мокрые мочалки – превосходные игрушки для малышей. Им очень приятно, когда их касаются мочалкой.
• Поиграйте в прятки с мочалкой во время принятия ванны.
• Спрячьте игрушку в мочалке, и пусть малыш сам попробует найти ее.
• Дайте ребенку мочалку и позвольте ему вас умыть.
• Спойте следующий куплет на мотив песенки Винни-Пуха про тучку:
Мы моем, моем мячик,
Мочалкой трем его. (Трите мячик детской ручкой при помощи мочалки.)
Совсем-совсем как новенький,
Мы вымыли его.
6. Падающий лед
Это чудесная игра для ванной.
• Наполните чашку кубиками льда.
• Дайте малышу другую чашку.
• Уроните один кубик льда в ванную и посмотрите, сможет ли малыш поймать его при помощи чашки.
• Если у него возникли трудности, подскажите ему, как можно поймать кубик.
Еще одна замечательная игра – положить один кусочек льда малышу в ладошку и показать, как его нужно ронять, а затем вылавливать при помощи чашки.
7. Что можно сделать с пирамидкой?
Пирамидки с кольцами предлагают массу возможностей для всевозможных развлечений.
В зависимости от возможностей и потребностей вашего ребенка, поощряйте его пробовать любой вариант из предложенных:
– нанизывать большие кольца на маленькие, маленькие на большие и так далее;
– кидать кольца;
– надевать кольца на пальцы или руки;
– засовывать кольца в рот;
– вращать кольца.
К использованию любой игрушки нужно подойти творчески. Помогите ребенку понять, как по-разному можно играть с той или иной игрушкой.
8. Свойства предметов
Эта игра развивает осязание и речь ребенка.
• Разложите перед ребенком различные предметы с интересной фактурой, например что-нибудь очень твердое (кубик) и что-то очень мягкое (плюшевую игрушку).
• Положите руку ребенка на твердый предмет и назовите его, предварив определением «твердый»: «Твердый кубик». Теперь поместите его руку еще на какой-нибудь твердый предмет и снова назовите его: «Твердый стол».
• Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким предметам: ковру, подушке и т. п.
• Когда произносите слово «твердый», старайтесь, чтобы и голос звучал твердо, а слово «мягкий» произносите помягче.
9. Цветной лед
• Приготовьте кубики льда из воды, подкрашенной разными пищевыми красителями (они не токсичны).
• Начните с какого-то одного цвета.
• Поместите кубики льда в небьющуюся миску и начинайте играть с ними, периодически напоминая об их цвете: «Дай мне, пожалуйста, синюю льдинку».
• Постройте из ледяных кубиков башню и наблюдайте, как она начинает подтаивать, обсуждая то, что видите. Это очень интересная забава.
• В другой раз наполните миску кубиками двух цветов. Теперь, строя башню, сравнивайте цвета, не забывая называть их. Когда кубики начнут таять, могут образоваться совершенно новые цвета. Например, если вы приготовили красные и желтые кубики, может получиться оранжевый цвет.
Лучше всего играть в эту игру в жаркий день!
Восприятие запаха и вкуса
ВКУС
Самая чувствительная часть тела у ребенка — рот, поэтому неудивительно, что ребенок старается все попробовать на вкус.
Во время кормления обратите внимание ребенка на то, что он ест. Прокомментируйте: — Огурец соленый! Банан сладкий! Слива кислая!
Также помогите ребенку узнавать (различать) продукты по вкусу (шоколад, груша и др.)
Фруктовая песня
• Положите на стол фрукты трех видов и назовите их.
• Пусть ребенок потрогает каждый фрукт, когда вы называете его.
• Продекламируйте или пропойте, подобрав подходящий мотив, следующее:
… (имя ребенка) любит яблоки,
Яблоки, яблоки.
… (имя ребенка) любит яблоки,
И это хорошо.
Затем:
… (имя ребенка) любит виноград…
… (имя ребенка) любит ягоды…
И, наконец:
Сейчас мы сделаем салат
Из этих вкусных фруктов,
Сейчас мы сделаем салат,
И … (имя ребенка) его съест. Ням!
Фруктовая сказка
Эта игра может удачно заменить «Фруктовую песню», когда та поднадоест.
• Выберите три-четыре фрукта, и пусть ребенок осмотрит их.
• Теперь разрежьте один из фруктов, обсуждая с ребенком, что вы видите внутри. Там могут быть семечки, сердцевина, дольки и т. д.
• Придумайте и расскажите малышу сказку об этом фрукте. Например:
Жило-было яблоко, которому очень хотелось поиграть с Андрюшей. Тогда оно прикатилось и говорит: «Привет, Андрюша, радо тебя видеть. Но я такое одинокое. Может быть, пригласим другие фрукты поиграть с нами?»
«Хорошо, – ответил Андрюша. – Я позову апельсин». Андрюша позвонил по телефону и сказал: «Здравствуй, апельсин. Приходи к нам поиграть».
• Пусть ваш ребенок сам предложит, кому позвонить следующему. Взяв новый фрукт, осмотрите его вместе, поговорите о нем, ну и, конечно, попробуйте на вкус.
Бутерброд-бабочка
Попросите своего малыша помочь вам приготовить бутерброд.
• Разрежьте ломтик хлеба по диагонали.
• Намажьте хлеб маслом, а затем украсьте кусочками фруктов – дольками банана, ягодами, изюмом и т. п.
• Составьте бутерброды углами, и у вас получится бабочка.
• Добавьте усики (из стеблей салата, например)
• После того как ребенок съест бутерброд, предложите ему притвориться бабочкой и полетать по комнате.
ОБОНЯНИЕ
Смазывайте руки и ноги ребенка кремом, смешанным с ароматическими маслами. Привлеките внимание ребенка к их запаху: понюхайте сами, сопровождая свои действия подчеркнутой реакцией, затем подведите ручку или ножку к носу самого ребенка, чтобы он лучше ощутил аромат. Используйте также неприятные запахи — например, запах лука.
Ароматная игра
Выберите три предмета с характерным запахом. Проще всего начать с плодов и цветов. Интересные ароматы, например, у апельсина, маринованного огурца и сирени.
• Предложите своему малышу притвориться медведями на прогулке.
• Скажите: «Мишутка, я чувствую очень приятный запах».
• Сделайте вид, что срываете апельсин с дерева. Отщипните немного кожуры и дайте ребенку понюхать плод.
• Продолжайте игру с двумя другими выбранными предметами.
• Скажите: «Мишутка, давай сядем на травку и насладимся этими ароматами еще раз».
• В конце игры скажите ребенку: «Хочешь попробовать на вкус что-нибудь из того, что мы нюхали?»
Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит формирование навыков и знаний ребенка, его представление о себе и об окружающем его мире.
Статью подготовила психолог Маргарита Станиславовна Трунова.
Список литературы:
1. Финни Нэнси «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие»;
2. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»;
3. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»;
4. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет»;
5. Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. «Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий».