Елизаветинский сад

Игры на развитие слухового восприятия у детей с ДЦП

Слух у младенцев и понимание того, что они слышат, развиваются с возрастом. Новорожденные пугаются резких звуков. Довольно рано ребенок начинает проявлять интерес к голосам, прежде всего, к голосу матери. Если он всем доволен, то может лежать тихо, прислушиваясь к голосу или пению взрослого. Однако, если ребенок голоден или чем-то недоволен, он не склонен обращать внимание на звуки, издаваемые другими, зато охотно издает звуки сам.

Затем ребенок начинает прислушиваться к любым звукам, будь то шум работающего пылесоса или журчание воды в ванной. Некоторые звуки вызывают у ребенка радостное возбуждение: он прислушивается и поворачивается в сторону, откуда исходит звук.

Ребенок начинает отвечать на голос взрослого лепетом и гулением, т.е. ведет с ним «разговор». Услышав новый звук, ребенок пытается понять, откуда он исходит. Обычно ребенок учится определять место, откуда исходит звук, сперва одним ухом, затем другим.

Сначала ребенок определяет местоположение звуков, раздающихся поблизости от него (например, треск погремушки), но постепенно научается верно определять источник звука, доносящегося издалека (дверной звонок, гул самолета).

Ребенку необходимо слышать звуки, чтобы научиться самому произносить их. Постепенно ребенок понимает, что некоторые звуки служат для коммуникации и имеют значение, т.е. являются речью.

Мы живем в очень шумном мире: нас постоянно окружают такие звуки, как шум городского транспорта, пение птиц, тиканье часов или шум стиральной машины. Постепенно ребенок учится отбрасывать все посторонние шумы и фокусировать внимание на значимых звуках, например, на голосе взрослого, обращенном к нему.

В раннем периоде развития дети лучше слышат и воспринимают высокочастотные звуки. Поэтому они лучше реагируют на голоса женщин, и поэтому же взрослые инстинктивно разговаривают с малышами тоненьким, «детским», голоском. Со временем ребенок начинает различать и воспринимать и низкие частоты.

При нарушении слухового восприятия (при сохранном физическом слухе) ребенок недостаточно хорошо различает окружающие его звуки. Он плохо ориентируется в мире, так как не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом. Часто это приводит к страху (многие дети боятся звука работающего пылесоса, так как не соотносят шум с предметом – пылесосом – и со смыслом происходящего – уборкой). Также таким детям трудно контролировать свои действия (например, закончив играть с водой, ребенок забывает выключить кран, так как не выделяет шума текущей воды среди других звуков). Трудности слухового восприятия проявляются и в развитии речи. Так, дети не «слышат», не понимают интонации говорящего, не чувствуют эмоциональной составляющей коммуникации. В дальнейшем при такой слабости слухового восприятия искаженно формируется и речевое восприятие (и собственная речь ребенка).

Разговаривая с ребенком, вы должны находиться вблизи от него и в поле его зрения. Привлеките его внимание, убедитесь, что он видит вас и поддерживает зрительный контакт. Это особенно важно, если у ребенка нарушения слуха.

Примеры игр

1.      Взрослый лепет

• «Сюсюкаясь» со своим малышом, вы общаетесь с ним и поощряете голосовое реагирование. Это, в свою очередь, способствует формированию речевых навыков.

• Постоянно говорите что-нибудь вроде: «Ты у меня такой славный малыш» или «Посмотри-ка, чьи это маленькие пальчики?».

• Разговаривая с ребенком в такой манере, наклоняйтесь поближе и смотрите ему в глаза.

2.      Игра с погремушками

• Поднесите погремушку к ребенку и тихонько ее потрясите.

• Тряся погремушкой, напевайте любую песенку (например, «Жили у бабуси…»).

• Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.

• Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни.

• Вложите погремушку ребенку в руки и снова спойте.

• Маленькие дети обожают петь, и позже, когда подрастут, они будут пытаться имитировать звуки, которые слышали ранее.

3.      Разговоры с малышом

• Рассказывайте малютке все, что вы делаете. Описывайте, как вы моете руки, одеваетесь и все в таком же духе.

• Каждый день пойте ребенку самые разные песни, рассказывайте сказки и детские стишки.

• Время от времени изменяйте высоту голоса. Пробуйте говорить высоким голосом, низким, нараспев или тихо.

4.      Связь через беседу

• Разговаривайте с малышом, начиная с коротких предложений вроде: «Какой сегодня чудный день».

• Когда малыш отреагирует каким-нибудь лепетом или воркованием, перестаньте говорить и посмотрите ему в глаза.

• Если ребенок что-нибудь лопочет, отвечайте ему кивком головы и улыбайтесь.

• Тем самым вы даете понять малышу, что слушаете его и вам нравятся звуки, которые он издает.

• Проговорите следующее предложение. Обязательно сделайте паузу и подождите реакции малыша.

• Давая ребенку понять, что внимательно его слушаете и что вам нравится его слушать, вы тем самым способствуете развитию его речи и уверенности в себе.

5.      Жили у бабуси два веселых гуся

• Детям очень нравятся музыка и ритм.

• Возьмите две деревянные ложки и, постукивая ими друг о друга, напевайте песенку про двух гусей.

• Постукивайте ложками тихонько, увеличивая громкость, когда произносите слово «два» в третьей строчке. Вскоре ребенок специально станет ждать это громкое слово.

• Помогите малышу удерживать ложки. Пойте песню, когда он держит ложки в руках:

Жили у бабуси два веселых гуся,

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся.

6.      Звуки повсюду

• Окружите малыша разнообразными звуками.

• Издавайте разные звуки, активно двигая губами. Положите пальчики малыша на свои губы, чтобы он смог прочувствовать движение, и:

– пожужжите, как пчела;

– помурлыкайте;

– надуйте щеки;

– повойте, как сирена;

– покашляйте;

– почихайте;

– пошелестите какой-нибудь бумагой. Лучше всего для этого подойдут целлофан или бумажные салфетки.

7.      Где прячется музыка?

• Осознание разнообразия звуков приходит с возрастом и опытом.

• Игры, служащие развитию слуха, помогут развитию мозга.

• Поставьте механическую музыкальную игрушку вне поля зрения вашего малыша.

• Заведите ее и спросите: «Где музыка?»

• Когда малыш повернется на звук музыки, обязательно похвалите его, не скупясь на комплименты.

• Повторяйте эту игру, ставя игрушку в различных частях комнаты.

• Если ваш ребенок уже ползает, спрячьте игрушку под подушку или в любое другое доступное место так, чтобы он смог до нее доползти.

8.      Веселые погремушки

• Положите в металлическую банку несколько пуговиц. Плотно закройте крышку, чтобы малыш не смог ее открыть.

• Потрясите банку и послушайте, как она гремит.

• Дайте ребенку самому потрясти банку.

9.      Пойте и говорите

В статье, опубликованной в журнале «Newsweek», сообщалось о результатах исследований, проведенных немецкими учеными в Университете г. Констанца. Было доказано, что «музыкальная атмосфера способствует образованию нервных связей в мозгу».

• Вспомните все ваши любимые песни и постоянно напевайте их малышу.

• Какую бы песню вы ни пели, ребенок с удовольствием будет слушать произносимые вами слова. И совершенно неважно, что он их не понимает.

• Если в песне встречается слово, которое наверняка знакомо вашему ребенку, выделяйте его голосом.

• Вместо пения попробуйте произносить слова на различный манер: шепотом, громко, мягким или высоким голосом.

• Поете вы или говорите, ритм открывает множество возможностей для развития детского мозга.

10.   Корова говорит «Му»

• Рассматривая в книжке изображения животных, говорите о том, какие звуки кто произносит.

• Произносите звуки, издаваемые теми или иными животными, и просите ребенка показать это животное в книжке.

• Расширяйте репертуар звуков – добавьте звуки автомобильного клаксона, пожарной сирены, трели птиц и т. д.

• Помогайте ребенку распознавать звуки, доносящиеся из окружающего мира.

11.   Классическая музыка

• Время от времени слушайте со своим малышом классическую музыку.

• Очень хороший выбор – «Полет шмеля». Это произведение в быстром темпе дает возможность притвориться жужжащим шмелем, летающим по комнате.

• Тихую и спокойную музыку хорошо слушать перед сном.

Рекомендации:

– «Голубой Дунай» (Штраус) – заразительная музыка, под которую хорошо танцевать;

– «Карнавал животных» (Сен-Санс) – музыка, передающая голоса и повадки разных животных;

– увертюра к «Вильгельму Теллю» (Россини) – живая, хорошо запоминающаяся музыка;

– «Щелкунчик» (Чайковский) – отличная музыка для театрализованных представлений;

– «Лунный свет» (Дебюсси) – музыка для вечернего прослушивания.

12.   Слушаем звуки

• Оказавшись с ребенком на природе, помогите ему познакомиться с ее чудесными звуками.

• Начните с птиц. Когда слышите птичий щебет, постарайтесь скопировать звук и объясните ребенку, что вы поете «птичью песенку».

• Если делать это часто, ребенок начнет распознавать пение птиц и может попробовать подражать ему.

• Добавляйте и другие звуки – шум ветра, стрекот кузнечиков.

• Учите ребенка распознавать и механические звуки – гудение машин, мотоциклов, поездов.

Статью подготовила психолог Маргарита Станиславовна Трунова.