Елизаветинский сад

Игры 3-6 месяцев. Тактильные ощущения

Эти игры предназначены для определения того, что нравится или не нравится ребенку в тактильных ощущениях.

Вестибулярная ритмичная игра

Цель игры: Ребенок приспосабливается к ритму взрослого.

Материалы Большой мяч (обычный и ролл), качающаяся доска, батут, большое зеркало.

Ход игры: Взрослый предлагает игры пока еще в одном, ровном ритме. Ребенок сидит на коленях у взрослого, который в такт стиха приподнимает и опускает ребенка или раскачивает его влево-вправо, вперед-назад. Если ребенок сидит к нам спиной, то можно играть перед зеркалом.

Предлагаем попрыгать у взрослого на коленях: взрослый задает ритм, держит ребенка двумя руками за грудь так, чтобы его ноги касались колен взрослого, и помогает ребенку спружинить и выпрыгнуть вверх.

С детьми более старшего возраста:

  • можно вместе прыгать на батуте (взрослый встает сзади и обхватывает ребенка, и они вместе прыгают; как только ребенок входит в ритм – взрослый может встать спереди и придерживать ребенка за руки);
  • прыгать на мяче (взрослый сидит сзади ребенка, поддерживая его, или спереди, держа его за руки).

В эти игры можно играть перед зеркалом.

Примеры используемых стихов:

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

Карусели-карусели,

Мы с тобой на лодку сели

И поехали, и поехали.

Карусели, карусели,

Мы с тобой на лошадь сели

И поехали, и поехали. (варианты: в машину, на поезд, в самолет )

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой.

Меры предосторожности

-Аккуратно и дозированно используем эти игры с детьми с эпилепсией.

-Детям с двигательными нарушениями подбираем стабильную и безопасную позу.

-Детям, склонным «застревать» в этих играх, предлагаем вариации внутри игры (см. условия).

Условия проведения

Если ребенок освоил одно направление, например, прыгать на коленях у взрослого спиной к нему под определенный стишок, то мы можем поменять стишок и посадить ребенка лицом к себе, оказывая ему уже не такую крепкую поддержку за корпус, держа только за руки. Или, как вариант, сменить стишок и сесть перед зеркалом. Еще вариант – сесть с ребенком на качающуюся доску, мяч.

Результат

  • Ребенок подстраивается под ритм взрослого. Это важная способность как внутри контакта, так и с точки зрения сенсорной интеграции.
  • Ритмичные игры перед зеркалом создают возможность дополнительной опоры на зрение, уменьшая таким образом вестибулярные страхи, и интеграцию зрительных и вестибулярных ощущений.
  • Ребенок более активно осваивает перемещение тела в разных плоскостях и удерживает позу за счет группировки.

Тактично-ритмичная игра

Цель игры: Устойчивое внимание к различным телесным ощущениям, ребенок приспосабливается к ритму взрослого.

Ход игры: Предлагаем ребенку различное тактильное воздействие по всему телу под стихи или истории: проводим ладонями, нажимаем, похлопываем, барабаним пальцами. Здесь в тактильном взаимодействии появляются разнообразные движения. Воздействуем на все тело. Начинаем из зоны комфорта, с передней поверхности тела, чтобы ребенок видел взрослого, затем переходим на спину и заднюю поверхность ног. Ребенок находится в удобной для него позе – сидит или лежит.

Пример игры:

Как за нашим за двором

Стоит чашка с творогом. (гладим спинку или животик)

Прилетели две тетери, (пощипываем или похлопываем)

Поклевали — улетели, (пробегаем пальчиками)

Поклевали — улетели, На лугу зеленом сели. (мягко нажать ладонью)

Результат игры: Внимание к разнообразным ощущениям, направленным на тело; распределение внимания по всему телу.

Эмоциональные игры

Цель игры: Развитие взаимодействия между ребенком и взрослым, ребенок начинает проявлять инициативу в общении.

Игра в прятки

Материалы: Платочек размером 40–50 см на 40–50 см.

Ход игры: Инициатор – взрослый, прячет лицо за ладонями, спрашивает «где мама?», открывает ладони «вот мама!»; как вариант – взрослый прячется за/под платочком и появляется.

Общаемся лицом к лицу

Ход игры: Лицо взрослого находится рядом с лицом ребенка, на расстоянии 15–20 см, взрослый говорит с ребенком, используя выразительный, упрощенный, эмоциональный язык, более высоким голосом, с паузами и повторами. Ребенок отвечает, взрослый подхватывает звуки и интонацию ребенка и строит новую фразу – возникает диалог – обмен интонационно окрашенными фразами, взглядами, мимикой. Общение идет на так называемом детском языке – baby talk.

Результат: Ребенок все чаще проявляет инициативу в этих играх и в разговоре, увеличиваются по времени отдельные интеракции, ребенок осваивает такие средства коммуникации: взгляд, мимика, звуки, движения рук и ног, различные эмоции (радость, удивление, спокойное сосредоточение). 

Источники:

И.Ю Захарова, Е.В Моржина «Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр»