Эти игры предназначены для определения того, что нравится или не нравится ребенку в тактильных ощущениях.
Вестибулярная ритмичная игра
Цель игры: Ребенок приспосабливается к ритму взрослого.
Материалы Большой мяч (обычный и ролл), качающаяся доска, батут, большое зеркало.
Ход игры: Взрослый предлагает игры пока еще в одном, ровном ритме. Ребенок сидит на коленях у взрослого, который в такт стиха приподнимает и опускает ребенка или раскачивает его влево-вправо, вперед-назад. Если ребенок сидит к нам спиной, то можно играть перед зеркалом.
Предлагаем попрыгать у взрослого на коленях: взрослый задает ритм, держит ребенка двумя руками за грудь так, чтобы его ноги касались колен взрослого, и помогает ребенку спружинить и выпрыгнуть вверх.
С детьми более старшего возраста:
- можно вместе прыгать на батуте (взрослый встает сзади и обхватывает ребенка, и они вместе прыгают; как только ребенок входит в ритм – взрослый может встать спереди и придерживать ребенка за руки);
- прыгать на мяче (взрослый сидит сзади ребенка, поддерживая его, или спереди, держа его за руки).
В эти игры можно играть перед зеркалом.
Примеры используемых стихов:
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Карусели-карусели,
Мы с тобой на лодку сели
И поехали, и поехали.
Карусели, карусели,
Мы с тобой на лошадь сели
И поехали, и поехали. (варианты: в машину, на поезд, в самолет )
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой.
Меры предосторожности
-Аккуратно и дозированно используем эти игры с детьми с эпилепсией.
-Детям с двигательными нарушениями подбираем стабильную и безопасную позу.
-Детям, склонным «застревать» в этих играх, предлагаем вариации внутри игры (см. условия).
Условия проведения
Если ребенок освоил одно направление, например, прыгать на коленях у взрослого спиной к нему под определенный стишок, то мы можем поменять стишок и посадить ребенка лицом к себе, оказывая ему уже не такую крепкую поддержку за корпус, держа только за руки. Или, как вариант, сменить стишок и сесть перед зеркалом. Еще вариант – сесть с ребенком на качающуюся доску, мяч.
Результат
- Ребенок подстраивается под ритм взрослого. Это важная способность как внутри контакта, так и с точки зрения сенсорной интеграции.
- Ритмичные игры перед зеркалом создают возможность дополнительной опоры на зрение, уменьшая таким образом вестибулярные страхи, и интеграцию зрительных и вестибулярных ощущений.
- Ребенок более активно осваивает перемещение тела в разных плоскостях и удерживает позу за счет группировки.
Тактично-ритмичная игра
Цель игры: Устойчивое внимание к различным телесным ощущениям, ребенок приспосабливается к ритму взрослого.
Ход игры: Предлагаем ребенку различное тактильное воздействие по всему телу под стихи или истории: проводим ладонями, нажимаем, похлопываем, барабаним пальцами. Здесь в тактильном взаимодействии появляются разнообразные движения. Воздействуем на все тело. Начинаем из зоны комфорта, с передней поверхности тела, чтобы ребенок видел взрослого, затем переходим на спину и заднюю поверхность ног. Ребенок находится в удобной для него позе – сидит или лежит.
Пример игры:
Как за нашим за двором
Стоит чашка с творогом. (гладим спинку или животик)
Прилетели две тетери, (пощипываем или похлопываем)
Поклевали — улетели, (пробегаем пальчиками)
Поклевали — улетели, На лугу зеленом сели. (мягко нажать ладонью)
Результат игры: Внимание к разнообразным ощущениям, направленным на тело; распределение внимания по всему телу.
Эмоциональные игры
Цель игры: Развитие взаимодействия между ребенком и взрослым, ребенок начинает проявлять инициативу в общении.
Игра в прятки
Материалы: Платочек размером 40–50 см на 40–50 см.
Ход игры: Инициатор – взрослый, прячет лицо за ладонями, спрашивает «где мама?», открывает ладони «вот мама!»; как вариант – взрослый прячется за/под платочком и появляется.
Общаемся лицом к лицу
Ход игры: Лицо взрослого находится рядом с лицом ребенка, на расстоянии 15–20 см, взрослый говорит с ребенком, используя выразительный, упрощенный, эмоциональный язык, более высоким голосом, с паузами и повторами. Ребенок отвечает, взрослый подхватывает звуки и интонацию ребенка и строит новую фразу – возникает диалог – обмен интонационно окрашенными фразами, взглядами, мимикой. Общение идет на так называемом детском языке – baby talk.
Результат: Ребенок все чаще проявляет инициативу в этих играх и в разговоре, увеличиваются по времени отдельные интеракции, ребенок осваивает такие средства коммуникации: взгляд, мимика, звуки, движения рук и ног, различные эмоции (радость, удивление, спокойное сосредоточение).
Источники:
И.Ю Захарова, Е.В Моржина «Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр»