Елизаветинский сад

Игры 3-6 мес. На изменение положения тела

В этой статье подборка игр на изменение положения тела ребенка.

Игра 1. Катаем ребенка на мяче

Цели: Формирование баланса в позе «лежа».
Материалы:

Мяч, соответствующий размерам ребенка – ноги должны касаться пола; большое зеркало; плотная труба из мягкого модульного конструктора; спортивное бревно, которое подвешивается параллельно полу и высота его регулируется.

Ход игры

Предлагаем ребенку лечь на большой мяч животом, помогаем ему. Даем возможность ему вначале сориентироваться, адаптироваться к изменению

позы. Показатель этого – ребенок расслабляется, кладет голову и руки на мяч, перестает выгибаться. Держим ребенка за корпус и начинаем медленно наклонять его на мяче: сначала назад, чтобы он мог дотронуться ногами до пола и почувствовать себя в безопасности, затем медленно вперед. Наблюдаем за состоянием ребенка. Возможно, через некоторое время ребенок начнет сам отталкиваться от пола. Прекращаем игру до первых признаков дискомфорта. Когда освоено движение вперед-на- зад, предлагаем двигаться влево-вправо. Затем осваиваем круговые движения.

Меры предосторожности
Взрослый обеспечивает ребенку устойчивое положение на мяче, следит за тем, чтобы при движении вперед, головою вниз ребенок мог удержаться на мяче. На этом этапе вперед наклоняем немного.
Есть дети с трудностями саморегуляции и с повышенной вестибулярной чувствительностью. Им эту игру предлагаем очень дозированно, постепенно наращиваем время, следим, чтобы им было комфортно. Если игра не идет – то откладываем ее.

Условия проведения и вариации
Если у ребенка большой вес и его сложно удержать на мяче, то лучше воспользоваться трубой из мягкого конструктора или подвесным бревном, достаточно широким в диаметре. Бревно вешается на небольшой от пола высоте, которая подбирается под ребенка.
Кладем ребенка к себе на ноги (на голени, бедра), на живот, перпендикулярно линии нашего тела, чтобы ребенок мог отталкиваться от пола ногами. Впереди можно поставить зеркало, чтобы малыш мог посмотреть вперед на свое отражение или положить привлекательный предмет.
От возможностей ребенка зависит высота опоры (кладем его на голени, бедра, живот или грудь взрослого).

Результат

Ребенок начинает толкаться произвольно ногами от пола, вытягивать руки в сторону пола. Адаптируется к изменению позы и удерживает ее. Балансирует в позе лежа. Получает удовольствие от вестибулярных игр.

Игра 2. Качаем и кружим ребенка в вертикальном положении
Ход игры:

Берем ребенка за корпус – руки взрослого на груди ребенка, большие пальцы направлены к подбородку, остальные обхватывают его по бокам. Поднимаем ребенка перед собой, над собой, наклоняем влево и вправо, кружим его на руках. Если эта игра нравится ребенку и не вызывает испуга, то можно ее повторять. Прекращаем до того как ребенок устанет. Когда играем в первый раз, то осваиваем одно направление – осторожно поднимаем ребенка перед собой и опускаем, смотрим на его реакцию.

Меры предосторожности:

Ребенка с эпилепсией не кружим, можно дозированно предлагать наклоны в разные стороны в медленном темпе.
Также дозированно предлагаем эти игры и детям с трудностями саморегуляции и с высокой вестибулярной чувствительностью.

Результат

Повышение психической активности ребенка, удержание позы (группировка) при изменении угла наклона, освоение в медленном темпе разных направлений наклона, формируются балансные реакции в положении лежа.

Игра 3. Поворот со спины на живот

Ход игрыПредлагаем ребенку перевернуться со спины на живот:
 — показываем ему игрушку и кладем ее рядом, чтобы ребенок мог проследить за ней взглядом и перевернуться на бок за игрушкой. Можем помочь совершить поворот, немного направляя его за бедро в сторону поворота. Игрушку показываем как слева, так и справа, чтобы ребенок мог поворачиваться в обе стороны;
 — ребенок лежит на спине, взрослый протягивает ему указательный палец и придерживает за кисть большим, затем слегка смещает руку ребенка в сторону другой руки, чтобы у него была возможность подхватить начатое движение и самостоятельно повернуться на бок. Берем ребенка сначала за одну руку, потом за другую. Начинаем с той стороны, в которую направлен взгляд ребенка.

Результат

Ребенок начинает самостоятельно осваивать положение на боку и повороты со спины на живот в обе стороны, формируются балансные реакции в положении лежа.

Источники:

И.Ю Захарова, Е.В Моржина «Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр»