Елизаветинский сад

Игры 0-3 месяца. Сенсорное развитие.

В этой статье мы разберем игры на развитие сенсорных ощущений в возрасте 0-3 месяца.

ВАЖНО: подстраивайтесь под ребенка и его темп, чтобы находиться в зоне его комфорта

Игры для формирования внимания к сенсорным ощущениям:

  • со свечкой и другими предметами: взрослый предлагает посмотреть на свечку, держит ее в поле зрения ребенка на расстоянии 15–20 см от лица; если ребенок сосредотачивает взгляд на свечке, то взрослый начинает перемещать ее в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной плоскости; затем свечу перемещаем по кругу; после того как ребенок следит за свечой в ближнем поле, осваиваем дальнее поле (постепенно удаляем и приближаем предмет). Аналогично предлагаем другие перечисленные выше предметы, игрушки, наблюдая за тем, какому предмету ребенок отдает предпочтение;
  • с фонариком: используем отраженный свет фонаря (направляем на стену, на блестящий предмет), играем в темной комнате; если свет фонаря направляем в сторону лица, то надеваем на стекло фонаря воздушный шарик, чтобы свет не был резким. Используем основные цвета: красный, синий, зеленый;
  • с мишурой и «дождиком»: можно привязать к палочке и прослеживать за движением палочки; можно скатать из мишуры шарик и следить за его перемещением, еще вариант положить мишуру в пустую прозрачную пластиковую бутылку и перемещать ее;
  • с елочной гирляндой: в полутемной комнате зажигаем гирлянду, сначала лучше ее свернуть, чтобы огоньки находились рядом, по мере освоения – разворачиваем гирлянду во всю длину, делаем горизонтальные и вертикальные дорожки;
  • с пузырями: ребенок перед нами, мы выдуваем медленно пузыри, дожидаемся его зрительной реакции; сначала задействуем ближнее поле, затем дуем пузыри вверх, вниз и в стороны. Каждый раз хорошо делать паузу, затем снова привлекать внимание ребенка;
  • цветная прозрачная бумага (из-под цветов, оберточная): можно вставить бумагу в рамочку и смотреть друг на друга через бумагу; можно светить фонариком через бумагу;
  • с парашютом: ребенок и взрослый лежат на полу, другие взрослые и дети под песенку или стишок поднимают и опускают парашют, не касаясь лица ребенка; сначала медленно поднимаем и медленно опускаем парашют;
  • с платочком: ребенок лежит на спине, мы медленно проводим прозрачным платочком от головы к ногам и в обратном направлении; когда ребенок начал следить за платочком, то смещаем его в стороны, заводим за голову.

Предметы и игрушки должны быть разных размеров: от размера шарика из сухого бассейна до размера большого воздушного шара.

Условия

  • при двигательных нарушениях – стабилизация корпуса и головы при помощи подушек, валиков, специальных стульев, в коляске или на руках взрослого. Например, используем специальные подушки, которые принимают форму тела, или подковообразные подушки для кормления, помогаем ребенку занять такую позу, в которой он лучше собирает внимание: лежа на спине, голова и грудь на подушке, ноги согнуты в коленях, под колени или голени кладем валик из тонкого одеяла. Смена поз способствует тонизации, улучшает внимание и создает возможность для следующей игры: после позы лежа можно продолжить игры, но уже, например, на руках у взрослого наблюдать за пузырями;
  • подбираем оптимальное расстояние, на котором ребенок может фиксировать взгляд на предмете;
  • предлагаем предмет в том поле зрения, куда в данный момент повернута голова ребенка или в том поле зрения, которым ребенок чаще пользуется;
  • дожидаемся фиксации взгляда на предмете, и только потом начинаем перемещать предмет по горизонтали (вертикали, по кругу, приближая и удаляя);
  • подбираем оптимальную интенсивность стимула для каждого ребенка с учетом его зрительных возможностей.

Все игры направлены на получение удовольствия от различных стимулов.

Источники:

И.Ю Захарова, Е.В Моржина «Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр»