Игры 0-3 мес. На перемещение в пространстве.
Цель игры: Освоить разные положения на руках у взрослого.
Ход игры: Взрослый может по-разному носить ребенка:
- к себе спиной,
- одной рукой прижав его к своей груди,
- другой рукой поддерживая снизу за ноги;
- положив его к себе на плечо (голова ребенка смотрит в противоположную сторону) в вертикальном положении;
- положив его себе на руки на живот в горизонтальном положении (на спину, на бок);
- «как коврик» – прижав его к своему боку, обхватив одной рукой. Ребенок может быть повернут лицом вниз, в сторону, вверх.
Можно менять способы ношения по мере освоения их ребенком. Можно совершать содружественные движения: взрослый отклоняется корпусом, и ребенок вместе с ним проживает это движение. В этих играх при вертикальном положении можно вместе рассматривать предметы и помогать ребенку до них дотянуться и дотронуться.
Условия: Возраст, вес и рост ребенка должны подходить для этой игры.
Меры предосторожности:
Если у ребенка возникает напряжение или страх при перемещении в пространстве, то надо минимизировать высоту подъема и амплитуду смещения – вариант вестибулярных игр (просто покачать медленно на руках, на коленях).
При перемещении с ребенком на руках взрослый следит за безопасностью: например, одной рукой фиксирует корпус ребенка, а второй – придерживает его за ногу.
На полу не должно быть лишних предметов, создающих препятствие при движении.
Детям с двигательными нарушениями предлагаем только стабильные симметричные позы, следим, чтобы не было переразгибания, тело ребенка вначале должно быть плотно прижато к телу взрослого. При росте напряжения в руках или ногах, в корпусе – прекращаем перемещение.
Результат
Ребенок на уровне тела подстраивается под наше тело, начинает обхватывать взрослого руками, ногами, группируется при ношении; у него появляется возможность находиться вертикально и под разными углами (для младенцев, которые еще сами не перемещаются в пространстве, от 0 до 6 мес., и для детей с двигательными нарушениями).
Происходит тонизация, улучшается тактильный контакт, доверие ко взрослому, внимание к телесным ощущениям и распределение внимания между вестибулярными ощущениями и зрительным/слуховым стимулом.
Источники:
И.Ю Захарова, Е.В Моржина «Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр»