Еще одной формой обучения и воспитания детей с нарушениями развития являются организации социальной защиты — центры содействия семейному воспитанию (ЦССВ), которые родители выбирают по своему усмотрению.
Возникновение новой по целям и структуре организации — Центра содействия семейному воспитанию — продиктовано необходимостью создания единого реабилитационного пространства с возможностью оказания комплекса социально-правовых и психолого-педагогических услуг различным категориям семей и детей, нуждающихся в помощи государства.
Основные цели ЦССВ:
— профессиональная поддержка семей, находящихся в сложной жизненной ситуации в связи с риском изъятия ребенка из семьи или отказа от его воспитания;
— организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения и проектирования развития каждого ребенка (с опорой на зоны актуального и ближайшего развития);
— создание для детей-сирот условий, приближенных к жизни в семье (за счет обновления структуры учреждения и использования современных подходов к построению деятельности педагогического коллектива, а также за счет снижения возраста поступления ребенка в учреждение (3 года);
— личностное развитие каждого воспитанника с учетом его потребностей, интересов и возможностей посредством организации широкого спектра деятельностей (студии, секции, мастерские по интересам, факультативы по учебным предметам, психологические и досуговые мероприятия, направленные на формирование коммуникативной компетентности);
— реализация права ребенка-сироты жить в условиях семьи посредством оказания профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей-сирот, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в условиях замещающей семейной заботы;
— сопровождение выпускников на этапе вхождения их в самостоятельную жизнь (индивидуальное курирование психологом и/или социальным педагогом; групповые моделирующие тренинги по формированию и закреплению социально-бытовых и коммуникативных навыков; предоставление возможности индивидуального проживания в учебных квартирах до выхода из учреждения; пролонгирование (продление) курирования воспитанника до 23 лет).
Для достижения поставленных целей в основу концепции нового учреждения положен принцип социального партнерства с ребенком, семьей, представителями общественных институтов.
Принципиально новые идеи данной модели:
— приоритетность сохранения для ребенка кровной семьи (работа с кровной семьей, социальный патронат),
— направленность на передачу ребенка, оставшегося без попечения, в замещающую семью при невозможности сохранения кровной семьи,
— создание условий для формирования привязанности у ребенка, проживающего в учреждении, в случае невозможности передачи его в семью (за счет новой системы работы воспитателей по принципу «близкий взрослый»).
Один из первых в Москве Центров содействия семейному воспитанию, ГБУ ЦССВ «Наш дом», появился в апреле 2013 года.
Порядок приема в Центр содействия семейному воспитанию регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», Уставом Учреждения.
Все услуги оказываются на безвозмездной основе в формах:
— полустационарной (в дневное время);
— стационарной (при постоянном, временном (на срок до шести месяцев) и пятидневном проживании).
Получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
6) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Социальные услуги предоставляются на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между Исполнителем социальных услуг и Заказчиком (в лице законного представителя несовершеннолетнего). Договор заключается в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
Срок помещения детей в Учреждение, оказывающее социальные услуги автоматически истекает по достижении ребенком совершеннолетия либо признания его полностью дееспособным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень документов, предоставляемых родителями для поступления в ЦССВ можно найти на официальных сайтах Центров или департамента труда и социальной защиты.
Чтобы жизнь семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, не превратилась в бесконечный поход по врачам и комиссиям в битве за социальные, образовательные или медицинские услуги, был принят другой закон — «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (вступил в силу в 2015 году)20.
В этом законе определено право семьи, имеющей ребенка с инвалидностью, на социальные услуги. Услуги, правда, носят заявительный характер. Это означает, что мама ребенка с инвалидностью должна обратиться в органы соцзащиты, которые должны разработать индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Например, соцработник может прийти в эту семью, чтобы погулять с ребенком. В перспективе соцработник может гораздо больше — содействовать в получении образования; в осуществлении трудовой и досуговой деятельности, включая необходимое для этого сопровождение. И в законе все это есть. Но пока социальное сопровождение не работает, в том числе и потому, что родители не знают о таких возможностях.
Образова И.Ю., методист АНО «ММДЦ»
В подготовке статьи были использованы правовые материалы сайта
«Особое детство», Фонда «Обнаженные сердца» и РООИ «Перспектива»