Причины, почему ребенок кусается:
- Сенсорные ощущения
Жевание и кусание может нести сенсорную функцию, обеспечивая оральную стимуляцию. Для детей с сенсорной недостаточностью кусание может быть не только приятным, но и необходимым стимулятором. Если с помощью кусания аутист получает приятные для него сенсорные ощущения, предоставьте ему возможность получить сенсорную стимуляцию иным образом: купите резиновые жевательные трубки чюи-тьюбс или игрушки-прорезыватели для зубов. Кусая и жуя их, ребенок сможет избавляться от напряжения и стресса. Для этой цели также можно использовать сухофрукты или сухие макароны.
- Физический дискомфорт
В этом случае кусание будет реакцией на физическую боль. Понаблюдайте за ребенком. При необходимости, сходите на осмотр к педиатру.
- Ребенку не хватает физической активности
Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
- Дефектам жевательных мышц
Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
- Кусание как форма коммуникации
Для малыша, который не в состоянии обратится с просьбой и сообщить о своих потребностях, кусание может стать одной из форм коммуникации. Почему маленькие дети кусаются в этом случае? Ребенок замечает, что если он укусит маму, она обязательно обратит на него внимание. Если малыш укусил маму во время занятия, и выполнение задания прекратилось — ребенок быстро понимает, что таким образом он может контролировать ситуацию и использует кусание все больше и больше, для прекращения действий, которые ему не нравятся. Если ребенок не может, нужно обязательно развивать у ребенка альтернативные навыки коммуникации, обучать его умению выражать свои желания и сообщать о дискомфорте.
Ребенок замечает, что если он укусит маму, она обязательно обратит на него внимание.
- Реакция на стресс
Иногда с помощью кусания ребенок может выражать тревогу и реакцию на какое либо потрясение: изменяющуюся ситуацию либо определенный источник стресса. Если ребенок выражает с помощью кусания тревогу — нужно научить его делать это более приемлемым способом. Старайтесь избегать ситуаций, в которых ребенок может испытывать стресс либо напряжение: поддерживайте знакомую атмосферу, избегайте скоплений людей, используйте визуальное расписание и альтернативные формы коммуникации. Обучите ребенка методам релаксации.
- Агрессия
Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии.
Как свести к минимуму нежелательное поведение?
Старайтесь действовать на опережение. Важно, чтобы нежелательное поведение не закреплялось! Если вы чувствуете, что ребенок нервничает и, возможно, попытается укусить вас, постарайтесь отвлечь его внимание или помочь ребенку успокоится: включите спокойную музыку, подскажите, как правильно обратиться с просьбой и т.д.
Постарайтесь незаметно сохранить физическую дистанцию, чтобы не дать ребенку возможности укусить вас. При этом не нужно отскакивать от ребенка, лучше быстро, но спокойно перенаправить его движение. Если ребенок вас все же укусил, ни в коем случае не кричите. Ваша реакция должна быть нейтральной: громкий вскрик, всплеск эмоций, яркая мимика – только усилят нежелательное поведение.
Если ребенок, напротив, проявил правильную реакцию, сразу же, похвалите его, дайте ему любимую игрушку. При этом очень четко проговорите, за что конкретно вы его поощряете: «Ты попросил машинку спокойно. Молодец!»
- Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.
- Учите своего ребенка другим способом получить то, что он хочет, например, вежливо попросить словами ли рукой.
- Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делиться с кем-то.
- Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.
- Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно.
- Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, швыряет кукол, без устали объясняйте, что игрушечке больно, ее надо пожалеть.
- Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребѐнок начинает кусаться, и, по возможности, предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
- Не спускайте глаз во время игры с тех детей, которые склонны кусаться и драться.
Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребѐнок начинает кусаться, и, по возможности, предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации. Не спускайте глаз во время игры с тех детей, которые склонны кусаться и драться.
ЕСЛИ УКУС ПРОИЗОШЕЛ
Задача родителей и воспитателей — как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка.
Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза».
Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» это больно». Не пользуйтесь длинными сложными объяснениями — ребенок может не понять их.
Добавьте, «если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо, подушку и т.п.» и дать ему в руку один из указанных предметов. Скажите «этой игрушке не больно, а мне больно.»
Кусание — это атавизм, врожденная реакция, свойственная всем детям. Поэтому родителям и воспитателям потребуется время, внимание и огромное терпение, чтобы ребенок изжил то, что заложено в него природой.
Автор: Маргарита Трунова, педагог-психолог Елизаветинского сада.